темы сайта:
правозащита, законотворчество, власть, политика, экономика, самосознание и
самоуправление, творчество, образование |
||
|
Учитель и ученик Автор:
Маленков С. К. |
|
Проблемы Программного Обеспечения
(ПО) Пульт
учителя (1) |
||
в ожидании сообщника
\ Бугринов
\ Пекер
\ физика кувалды \ первый пульт учителя
\ юбилеи… Сейчас мои желания 25-летней (с 1968
г.) давности покажутся наивными. Возможности компьютерной автоматизации
рабочих мест преподавателей и учебных аудиторий резко выросли. Но в недавних
ещё совсем 80-х годах ХХ века, всё, что я предлагал, обзывали неуёмными и
бредовыми фантазиями. Мне очень не повезло в жизни на окружение администраторов
и сограждан, которые не хотели поддержать мои идеи. Книги о героях
древности и минувшей войны дают некоторые образцы. Но на текущие дни они
проецируются детским умом едва ли. То – уже было. Тогда и так.
А как сейчас-то
быть? Тут моим образцом был мой отец, а не лётчик Маресьев[3]. Он не
соглашался с тупостью и несправедливостью чинуш, с ложью газет и радио. Они
им противостоял, но не с топором или винтовкой. Он предлагал улучшения
жизни. И это трудно. Был избран в 48-м вождём профсоюза крупнейшего
в СССР химкомбината. Но низвергнут за неудобность начальству… Ни один из моих товарищей детства не стремился к геройству
или новаторству. И это одиночество было тягостным. Ведь опора нужна в разные
моменты жизни. Если её ждать как условие своих атак, - можно
провести жизнь скучную и постыдную. Я слал свои предложения чиновникам
ещё настойчивее, чем отец. Однако, мои фантазии опирались в последние два школьных года и
потом - и на другой вполне жизненный образец, на поведение моего
учителя физики в школе № 9 города Новомосковска – Козлова
Николая Фёдоровича. Хромающий человек с инвалидной тростью, с крупными
чертами лица и крупной челюстью, характерной некоторым полякам. Нестандартно
ведущий уроки, с необычными требованиями к ученикам. Нестандартно понимающий
долг и возможности педагога, что было поводом множеств административных
конфликтов в отношении его… А ведь его предложения надо было конспектировать и внедрять! Это понял я, его ученик (сначала
сопротивлявшийся навалившимся от Козлова трудностям), но не понимали администрации Новомосковска. Кроме, может, одного человека,
незаметно-тихого поведения и иногда с хитроватой улыбкой. Директора школы № 9 Бугринова. Мои отношения с ним, можно сказать, сложились на уровне
дистанционного нейтралитета. Он был ознакомлен с несколькими моими
"закидонами" и "фантазиями", освободил от каких-либо
придирок и репрессий на все годы обучения в школе № 9, тихо
одобрял включением меня в редколлегию стенной газеты и в школьный
"актив", в участники межшкольных олимпиад, в награждения грамотами[4]… Это ведь для
многих уже было много, почти подвиг. Но от личных бесед уклонялся… Мало ли,
что может потом наговорить с обиды пацан… А так – не говорили,
и не расскажет… Но на суд администраций мои предложения на утверждения он не
выносил. Видно, по опыту зная их предсказуемый "неодобрямс"
(а я ответы администраций не скрывал) и возможный откат неприязни на
школу… Моим благожелательным опекуном была, как
я уже не раз рассказывал (см., например, страницы о школе в повести "Уникум, мечтавший о
безработице") литератор и классный руководитель Пекер Нелли Наумовна. Шли себе после уроков концерты, "огоньки" с
чаепитием и танцами, факультативные кружки… Без них мы выросли бы намного
худшими. Но петь нас учили на уроках пения хором и за партами, а
соло и со сцены – не учили. Читать стихи, разыгрывать театральные сцены
мы пытались под попытками Нелли Наумовны. Режиссёры клубов с нами не
работали. И танцы на чаепитиях совсем не шли, т. к. нас никто не
учил танцевать! Галантными офицерами и инженерами, и педагогами мы стать от
обучения в школе не могли, но только грамотными солдатами и рабочими с
расширенным кругозором. Но чаепития в школе не решают большинства (внешних)
проблем жизни. И к их решению с нашим классным руководителем мы не
принимались никогда. Педсовет никогда не рассматривал мой "список личных рекордов",
как и не читал мой "Список Проблем" и "Таблицы полезных предложений" и
"Сборник безумных идей".
Кто из школьников города вёл подобное? А нужно это было Педсоветам и
РОНО? Нас впихивали в шаблон "как все". А это ведь ведёт не
прогрессу, а к деградации. Я просил обгоняющее обучение. А его боялись
обсуждать и пробовать. В моих переписках с чиновниками за
10 лет в школе не разбирался ни один учитель, хотя однажды в начальной
школе мои письма переслали в школу, чтобы "разобраться с ребёнком",
то есть заставить меня "заткнуться". Так что Павки Корчагина в
школе № 9 силами учителей появиться не могло. Но вот пришёл физик Козлов, и школа
загудела… Нет, он не вёл факультативные
занятия по физике. Он задумал в учебные часы физику показать так, чтобы она
запомнилась, притянула на всю жизнь!.. Он ввёл формулу: "физика не
бывает для детей, домохозяек, для рабочих и для учёных! Она бывает только
физикой!" Говорят, это не его формула, он её взял у
"больших" физиков. Но мы услышали её от него, были потрясены ею.
Ведь тогда таковыми должны быть и ботаника, история, география, математика,
литература… Я опять вернулся к своим
предложениям о знаниях-кубиках, составляющих
профессию и личность[5]. Мы друг друга поняли. Но до составления профессий из кубиков
было далеко, т. к. без участия "больших" администраций и вписания этого в законы – всё
оставалось мечтой. А что было в наших руках? А, например, кувалда с зубилом!
Хорошее приложение к физике! Нахохотавшись над этим, мы
согласились приходить после уроков на 2 часа – изучать и
использовать это явление: влияние простой кувалды на состояние физики в
школе и в наших головах. Мы долбили стены на уровне карнизов для
оконных штор. И сообща соорудили электроуправляемые шторы в классе. Затем, естественно, появился электроопускаемый на классную доску киноэкран. И дистанционно
управляемый кинопроектор. Затем вместо доски появилась электровращаемая лента-"доска",
где помещались все записи урока, к которым можно возвращаться, не
стирая написанное и не вписывая заново ранее стёртое из-за нехватки
места на простой доске. Директор школы Бугринов
ни разу не пришёл на наши трудовые эксперименты до их окончания. Мы не знали ни степень его
участия в этом, ни причастность казны школы к огромным затратам на класс.
Родителям никогда не предлагалось помочь рублём или иным участием. Чудо
выросло само и было просто предъявлено. Так оно не вызывало вопросов,
но вызвало радость, удовольствие достижением чад. Каждое дополненное
чудо изменяло вид учительского стола, у которого появился щиток с кнопками
и тумблерами управления. Это было первое в Новомосковске
место учителя с пультом[6]. А, может, и в
области, а то – и в СССР!? В наших головах это был особый
пульт, хоть он и состоял из обычных частей. Он был у единственного
учителя, возник по его желанию, не был куплен, не был навязан[7]… И он был
практически не повторим[8]… Он управлял
"чудесами", сделанными нашими руками! Возник кабинет преподавания физики,
которого не было ни у одной другой школы города и области![9]… Заходя в такой кабинет, мы невольно
ждали не только привычного (хоть и нового) рассказа у доски, но и его
сказочных элементов – движения доски, движения штор, предвещавшего кино… А ведь участвовали в этом человек
12-15 мальчишек преимущественного одного лишь нашего класса "В",
т.е. самого "неэлитного"[10], "нефизикабельного"… Между прочим, денег на моторы, провода
и экраны со шторами школе тогда не полагалось… И спустя 40 лет таких чудес в
смете школ нет даже в столице… Откуда их брал наш Козлов??… И линолеум на
доску? И новые шторы?… Что-то – из знания что
и где списывают (на свалку). Из умения уговорить отвезти не на свалку, а в
школу… А ведь что-то нам "списывали" на "шефскую
помощь"... И мы никогда не видели этих добрых шефов. Мы не знали, - чья у нас огромная
кувалда? Её не было в инструментах школьных мастерских. И ножовки были не
из мастерских. И молотки. Отец сказал, что калёные белым чугуном
скарпели для пробивки стен могли сделать только в кузне РМЗ
химкомбината (я приносил ему показать). Наш сосед за стенкой был кузнецом
этой кузни. Но ему такой заказ не давали, а инструмент был обычен для РМЗ,
могли "списать" школе. Но их и обновляли, когда мы их
"добивали до смерти". В этих отношениях страна могла
делать больше чудес, чем могла спланировать Партия. И даже вопреки её
непланированию! Грохот и мусор – пустяки по
сравнению необходимостью всё отштукатурить и отбелить-покрасить… На это у
комиссий свои жёсткие требования. Потом – экскурсии
начальств…, участия в хвастовстве-конкурсах, в выставке творчества… Аплодисменты. Грамоты. Даже медали… Желание прославиться у начальства
оказалось выше желания "размотать" физика инспекциями. И Козлов отдал им свою славу… Этому подвигу
исполнилось и 10, и 20, и 30, и 40 лет… И мой родной
город это не отметил… И министры образования, и историки – тоже… Боже вселюбящий и справедливейший, всесильнейший!
На всё воля твоя!? Что ты делаешь со страной и людьми!? Зачем это тебе?
Почему твоя воля так зла и несимпатична мне? При чём тут ПО (программное обеспечение), которому
посвящена папка, раздел архива? А действительно!? Компьютеры в Новомосковске уже были! Был в нём
даже вычислительный центр и НИИ! Но при чём тут школа, когда для неё и
провода-то были в диковинку!? Сестра моего школьного друга (Галя Авдохина)
выучилась после школы на программистку, работала в НИИ в соседнем квартале…
Но школьникам даже не рассказывали о компьютерах. Как Галя о них
узнала? Взрослые ещё в 1968 году думали, что ЭВМ и программирование к
школе не имеет никакого отношения. В 68-м даже сестра друга Галя Авдохина
(учась на программиста) уверяла меня, что программированием лучше не морочить
себе голову. В 1971 ЭВМ на тумблерах - мне показали в ВУЗе (МАТИ), но
тоже считали, что к обучению в ВУЗе (более 1 лабораторного занятия) это не
имеет никакого значения… Как они ошибались! Уже через 15 лет я ездил в командировки
с личной ЭВМ... в кармане! А через 30
лет ещё более умные и мощные ЭВМ можно было купить в магазине любому… А вот кинопроектор и электродвижимые
шторы в школьных кабинетах физики и через 30 лет ещё не появились… Ни
в 70-х, ни в 80-х, ни в 90-х, ни в начавшемся 21 веке… Так может, любая частичка прогресса зависит не столь от
развития техники, но в большей мере – от развития и
желания конкретных людей? Думаете, это - всё?.. Нет! Это ведь только начало описания старой и
забытой эпопеи… Подвиг физика Козлова был повторён с ещё большим размахом! Но
об этом я расскажу в продолжении "Пульт учителя 2" 1967-1987-2007-2016-2017 (50-летие)-2018,2019, 2021 на главную \ те же странице на сайте
Козлова: Пульт учителя
(в ожидании сообщника
\ Бугринов
\ Пекер
\ физика кувалды \ первый пульт учителя
\ юбилеи…) \ Пульт учителя 2
(псевдопрофессии
\ хотите сами? \ липа) \ Медаль (Идея новинки \ предтеча – супер-класс
\ Несправедливость наград
\ Николай 1) \ Пульт учителя 3
\ Откуда такое имя?
(30 лет спустя \ помощь и социум \
рыба тухнет с головы
\ После школы \ одиночество в муравейнике)
\ Мягкость в ущерб ребристости (каламбур \ рёбра и жилы \ язык \ конструктор программиста-любителя)
\ о радиопитании
приборов \ это нам не задавали
\ размышления о создании мира
\ копии для Резервной
библиотеки\ основной
сайт: www.fogrin.narod.ru \ в ожидании сообщника
\ Бугринов
\ Пекер
\ физика кувалды \ первый пульт учителя
\ юбилеи \ Уникум, мечтавший о
безработице" \ "список личных рекордов" \ "Список Проблем" \ "Таблицы полезных предложений" \ "Сборник безумных идей" \ о знаниях-кубиках \ медаль \ Новомосковск \ личная ЭВМ \ Пульт учителя 2 \ |
Ссылка на сайт, автора книги и идей, публикуемые
на сайте издания при цитировании или перепечатке – обязательна.
Коммерческое
переиздание без согласования с автором и редакцией – запрещается.
Ждём отзывов
международных правозащитных организаций, юристов, политиков, руководителей
стран и парламентов,
влиятельных
людей, работников служб социальной защиты.
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение: Почтовые адреса даются только для
переписки на темы сайта и его публикаций. Использование
адресов
электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного
информационного мусора будет наказываться.
Обновление: 01-06-2021kn
[1] Гражданская инициатива родилась вместе со мной, впиталась с молоком матери, усилилась мудростью
окружавших простых людей. Это основа жизни личности, не желающей быть чьим-то рабом,
сотворчеству в обществе. Развитие этих инициатив описываются на этом регулярно пополняющемся
сайте.
[2] Мной создана система отношений, не позволяющая подменять волю народов волей вождей или
чиновников. В воле народов – время и пространство внедрения этой системы. Описанию этой системы
отношений посвящена часть публикаций сайта.
[3] Маресьев мне запомнился пьянствующим председателем московских ветеранов, зазывающий их в 1990-е
на скупку акций в общество, где его сажали в президиум для авторитетной приманки. Ему, может, что-то
и компенсировали, а нас всех "раздели", оставили без гроша. Он (как и др. герои войны, генералы) был в
президиумах собраний, агитировавших за реформаторов, приватизировавших общенародную
собственность. И меня к себе на приём он не допустил ни разу. И навряд ли прочёл хоть один мой проект
к реформам.
[4] Это очень много! Не забывайте, что блокады за непохожесть бывали до полного истязания незаурядных
личностей, а иногда и до их изоляции в тюрьмы или лечебницы для сумасшедших ("психушки").
[5] Смотри в разделе моих публикаций "ВЕЧНЫЕ СТУДЕНТЫ" рассказ "Мозаика гражданина".
[6] Увы, таблички или хотя бы грамоты об этом у школы нет. Кабинет варварски разгромили после ухода
Козлова из школы.
[7] Известно, что многие пособия для преподавания разных наук в школах были, но не использовались.
[8] Ибо для этого мало нагрести по городу и химкомбинату электроэлементов без всяких документов. Надо
ещё найти таких энтузиастов монтажа! Ибо никто официально это не сделает, а сделанное – "не примет"
с подписанием нужных "актов".
[9] Школе потом дали какую-то грамоту за супер-кабинет, но не дали денег для продолжения творчества
энтузиастов…
[10] Не для многих секрет, что в класс "А" отбирали не только отличников, но глядели на значимость их
родителей. В класс "Б" – слабее ученики и родители. Ну, а в "В", "Г", "Д" – хуже, хуже и хуже…