|
Страницы
биографии ветеранов и героев ВОВ: Маленков Кузьма Илларионович Из истории боевых машин реактивной артиллерии СССР |
||
ОГЛАВЛЕНИЕ |
6.
вступление к истории БМ |
||
Как "катюши" военных
сороковых спасли полк ракетных войск стратегического назначения в СССР в 1974
году. Историю боевых машин ракетной артиллерии СССР описываю я,
Маленков Семён Кузьмич, сын ветерана и героя ВОВ Маленкова Кузьмы
Илларионовича, мастера вооружений, командира "Катюши" с
1942 по 1945 годы. Я немного причастен к более поздним ракетным войскам,
так как окончил военную кафедру МАТИ в 1973 году со специальностью "оператор
оперативно-тактических ракет"[1], с защитой основной дипломной работы в 1974 году на тему
"Типовой технологический процесс изготовления корпусных деталей гироскопических
приборов"[2] по специальности "авиационное
приборостроение" с "отличием" и
со сказочным[3] экономическим эффектом
прибыли в 1500 %[4]. Если бы меня направили создавать новейшую технику, то и
в авиации, и в ракетостроении ещё в 70-х годах могли бы появиться мои образцы
со сказочными параметрами. Не направили, сослали в армию за результат дипломной
работы, "позволяющий создавать безработицу", т.е. "противоречил
линии партии" на недопущение безработицы. А такое клеймо могло привести
к наказанию по статье УК "антисоветчик"[5], хотя у властей
были много видов не очень гласных наказаний и мер перевоспитания. Не в этом
ли причина оскудения экономики СССР, что таких полезных отвергнутых (по
идеологическим соображениям) предложений было много? Хорошо, что не тюрьму, а
то ведь предлагали уйти из ВУЗа с "белым билетом" без диплома. С таким
клеймом не взяли бы ни в сторожа, ни в дворники. А куда? Больные на голову от
требований теорий КПСС с периода репрессивных 1917-1937-1945 не выветрились к
74 году. Но вскармливать врагов своей страны своим достижением я не
собирался, хотя очень многие сбежали бы на "Запад" внедрять подобные
доходные достижения за малую толику. Заботливого распределения отличника в передовую фирму и после
армии не последовало. Опасный вольнодумец. Конечно, и без моего
участия были созданы прекрасные образцы техники. Но мне через 6 лет удалось
своей инициативой влезть в 2 громких проекта, которые описаны в «из истории
"Бурана"» и "Драгоценный обесцененный
малыш" – книга о неизвестном рекорде СССР со спасением Аэрофлота от
разгона в части дальней авиации. Но на моём примере можно сказать, что конкурсного
отбора в тематические бригады не было, многих сотрудников
репрессировали за возражения начальству, среди которого было больше
карьеристов, чем гениев. Меня после "крамольного" диплома на 2 года сослали (формально - призвали) в войска РВСН[6] за создание
условий безработицы[7] (считай - "тунеядства"[8], за которое
штрафовали и "сажали") в СССР, что противоречило установкам ЦК КПСС
и даже законам. Прибыль и требование той же КПСС на внедрение
работ, защищённых с "отличием", и обязанность направить
автора в аспирантуру -
безнаказанно[9] проигнорировали.
Аспиранты и их разработки стране не нужны[10]. Однако, за
0,5 % прибыли в механической
обработке металлов давали госпремию. Мне за 1500 % - ничего,
вернее - ярлык
идейного врага! А кто были
желавшие моему народу - быть более
бедным? Если не в тюрьму, то куда? Если в армию, то могли
отправить в стройбат. Но что-то им говорило, что это неправильно. Мне
сохранили военную и гражданскую профессию. Это 2 подарка. Как будто в ВУЗе
коммунисты-военные - не
в той же КПСС. Никем другим не заменить[11] места у
ракет? Но – чудо! Мне
же оставили и погоны лейтенанта, которые присвоили за окончание военной
кафедры тоже с "отличием"! Это третий подарок. И на этом подарки не кончились! В РВСН пришлось забыть, чему 5 лет учили, в двухнедельные сроки переучиваться и
сдавать экзамены на "инженера расчёта обслуживания приборной части
борта" (бортовика, инженера бортового приборного отсека, а не оператора
пуска) и к тому же - стратегической
двухступенчатой жидкостной ракеты. Это как с "кукурузника" АН-2
пересесть на истребитель! Кто-то в стране зря получал зарплату и не обучил нужных
спецов к нужному сроку. Я стал золотой пробкой[12] в этой
дыре. За 2 недели самоподготовки
с чемоданом книг - я опять
сдал на "5" экзамены на новую специальность для службы в ОРР
(отделение регламентных работ). Не я один, нас из МАТИ прислали 5 выпускников. Каждый сдавал экзамен
не "вообще", как в ВУЗе, а на свою конкретную новую должность, на
конкретную ВУС (военно-учётную специальность). За 2 недели осваивать другие специальности нас не
учили! Я (и мои "одноВУЗники") стал дважды ракетчиком, с
двумя ВУС на технику разных классов. Таких в нашем полку (но только на
"свою" ракету) было немного. Но эти чудеса мы уже делали сами в студенческих
строительных отрядах (ССО) после 1 и 2 курсов. Я стал землекопом[13],
трубоукладчиком канализации[14],
теодолитчиком, бетонщиком на производстве и на укладке бетона, штукатуром,
кровельщиком[15],
битумщиком, стропальщиком, плотником[16] ... Раз надо – пожалуйста! Могу, и
мне не трудно. Мы командой всего 60 человек (включая не работавших на
стройках отряда поваров, врача и командира) за 2 месяца выполняли местный
5-летний план работ в посёлке бухты Преображение, и с высшим качеством,
иначе на нас списали бы весь брак, отправили бы домой без штанов и зарплат. Но ничего из полученных профессий, защищённых Актами приёмки
работ, пренебрежительно не вписали в Трудовую книжку (у кого были, как
у меня). Остальным даже Трудовые книжки не "заводили", хотя
положено её оформлять при получении первой же профессии и до выдачи
первой зарплаты. ВУЗ Десятки раз нарушил КЗоТ в отношении каждого стройотряда.
И, наверное, - не только наш ВУЗ? Так мы вступали в жизнь с нарушениями наших
и общих прав и правил. И в стране это никто видеть и исправить не
хотел? А за проезд без 3-копеечного билетика в трамвае – тащили в милицию,
штрафовали… И никто не
видел эти различия правонарушений по числу и по тяжести? А сколько в жизни
таких "дыр несправедливости"? я-то о некоторой части знал уже на
своём опыте. В боевых расчётах офицеры свою ракету почти не
видели, и точно не щупали[17]. Им и не
положено. Они работали в подземной бетонной пультовой комнате. А вот офицеры
и солдаты ОРР, куда направили меня, знали ракеты и наощупь и в боевых шахтах,
и в проверочных ангарах. Но через некоторое время на "заткнутое мной" место
прислали офицера их училища. Меня попросили ещё раз за 2 недели выучить на
экзамен ещё одну профессию - инженера
регламентных работ (пультовика). Ракета та же, уже ощупанная в проверках в
ангаре и в пусковой шахте, тот же коллектив. Это многое облегчает. Только
работать надо не на стыковке разъёмов кабелей (что очень просто), а на
большом пульте проверок контроля и подачи команд проверок и имитации пуска.
Их – несколько в разных комнатах бункера. И работе на каждом из них – не
учили. Опять сдал на "5" экзамены. Третья моя
ракетная военно-учётная специальность. И это не предел! Мой командир капитан Важов, имел
значок "мастера", то есть (единственный в полку!) умел
работать с ракетой на месте любого офицера полка. Сколько же было у
него ВУС, и сколько их было в полку – мне знать не полагалось. Я сразу вспомнил отца, мастера
вооружений на "катюше", которому тогда никаких разрядных значков и
ВУС - не давали. Был ли в его полку ещё хоть один "мастер"?
У солдат была одна задача - победить врага, а не всем другим
профессиям по дороге обучаться. Но экзамены продолжались. Мы с Важовым на зимних учениях 74-75 года простудились. Мне досталось
воспаление лёгких, ему - воспаление щитовидки. При 30-40 градусов мороза - мощная вентиляция в шахте[18]. Я
выкарабкался, а щитовидка командира удушила по вине
врачей, которые диагностировали "простую простуду". Не мастера,
троечники. И мастер погиб. И на место МАСТЕРА и командира ОРР - никого в запасе не было. Наши пульты были в одной комнате. Каждый - более размаха рук. И метр между
ними для прохода при обслуживании. Ни нажать, ни увидеть на соседнем пульте
ничего мне нельзя. Запасных офицеров нет. И из боевых расчётов не
возьмёшь. Ни замполит, ни командир шахты, ни командир полка - эту работу тоже
не знают, да и срочно за недельку обучиться не кинулись! Хотя ведь могли бы!? Мне пришлось изучить работу и на пульте Важова, с
другими функциями и командами. Это тоже объём знаний и функций, оформляемый
документами. Хотя… 4-й ВУС мне уже не присвоили. Почему? Так
можно? Мне пришла мысль с иным нарушением правил: на куске листового оргстекла я нарисовал (сначала по памяти) и
потом выгравировал (дома!) мнемоническую схему (последовательность
команд и срабатываний с контрольными данными) испытаний и пуска ракеты.
Размером с "секретный" чемоданчик, в котором получали
книгу-инструкцию пусковых испытаний, чуть больше двух книг рядом. На месте
каждого срабатывания и контрольных данных - зашлифовал мелкой наждачной
бумагой матовое место для карандашных отметок. На месте "мастера"-капитана надо было временно
использовать кого-то из солдат "борта", который частично понимал
происходящее, но не мог это помнить и осмысливать. У меня должна быть
такая же табличка, чтобы командовать ему - что нажать, что увидеть и записать
на оргстекле. Самому надо было отмечать на своей табличке показания обоих
пультов. Должен бы быть между нами сержант-связной, который бы видел
срабатывания обоих пультов и записи на обоих табличках, контролировал бы
возможность ошибки. Но нормативы ведь таковы, что нажать, увидеть и доложить по
связи - можно, а
записать, сравнить, изменить, перепроверить - времени нет. Не уложился в
норматив -
"2" и расчёту, и шахте, и всему полку! Думать об этом и то было преждевременно: по уставу надо было о такой идее доложить командиру полка, он
должен был уведомить замполита и командира шахты, начальника секретной части,
офицера КГБ, командира дивизии. Меня ведь оформили на пульт капитана без
присвоения ВУС? Было сто процентов уверенности, что никто из них не
согласился бы не только отклониться от приказов и инструкций, но даже не
попросил бы обдумать предложение – у командования "выше". Хоть один
бы "против" - и перешагнуть инструкции не получится. А по инструкциям надо бы ждать офицера замены. Но его нет, а команда на боевой пуск – возможна. И как и с кем её исполнять? "Наверху" мало кто мог иметь опыт
"мастера" Важова, чтобы оценить последствия риска. Ведь пульты бы
сработали при посадке за них обученного, но надо знать
конкретных солдат, можно ли кому такое доверить? Ведь перед этим всем
(и троечникам, и двоечникам) по устному приказу командира полка почём зря
принуждали ставить "5" ради получения знамени "отличного
полка". Солдат развратили, они перестали учиться ... Они даже из мести офицерам уже дважды
воткнули в боевые кабели иголки (вызвав короткие замыкания в линиях
команд)! А это могло испортить и бортовые приборы боевых ракет! Не до подготовки подвигов, если надо было тут работать военным
следователям. Одного солдата-двоечника достаточно, чтобы полк не выполнил
боевой пуск. Одного негодяя достаточно, чтобы ещё одна иголка была снова
воткнута в кабели. Как это предотвратить? И я послал рапорт министру обороны. Он-то не заинтересован
кого-то прикрывать и иметь такие полки! Если бы меня застали за копированием схемы проверки и
пуска, да ещё после стольких ЧП - сдали бы
самого под трибунал. Доказывай там, что не для чужой разведки рисовал! Хочешь
других судить – сам стань святым. А бог-то учит в библии всепрощению… А до
чего это доводит, если он все преступления сам не пресекает? Но я-то – уже не свят, не безгрешен. Не доложил идеи по команде, не попросил
утверждения, поручения, не получил их - уже 3 преступления!
Вот и тюрьму себе обосновал! Ещё один пульт без исполнителя? А какая разница – без одного
или без двух, если задача пуска ракеты не выполнится? Офицер не уверен в своих командирах - ЧП, беда! Все знают о преступных
распоряжения командира рази химерного знамени за химерную победу в фальшивом
соревновании. И исполняют, и
молчат! Беда! Но не факт, что заменят командира, скорее сначала офицера
заменят на уверенно-послушного. А кем заменить, если все соучаствовали? Кому
доверить гарантированную безопасность страны? Рисование схемы пуска по памяти дома - тоже преступление. Она
может достаться врагу. Что говорить о её гравировке на листе, который при нападении нельзя
проглотить или сжечь! Задуманное мной могло помочь исполнить задачу проверок и пуска
ракеты в отсутствии офицера замены. Мне это надо было сделать (хотя и нельзя!) за один
вечер, чтобы утром уже отнести в часть, сдать в "секретку",
доложить предложение, а там - будь, что
будет! Тюрьма до испытания или после - нормальному была не
нужна совсем. Перед этим, я, как бы невзначай, обсудил отдельно с офицерами
ОРР две кандидатуры на обучение работе за пультом Важова. Все были уверены,
что солдата или сержанта за пульт офицера не разрешат сажать даже для
пробного обучения. Нарушение уровня доступа к секретной информации. У него
через полгода -
"дембель", а он знает схему пуска ракеты!?.. И насильно на "сверхсрочку" не
оставишь! За всю историю РВСН так секреты солдату не сдавали! Но о моём предложении никто докладывать командиру не пошёл… Но я-то знал, что "катюшами" в Великую
Отечественную командовали офицеры, а мой отец командовал в чине сержанта. И
даже дважды обрекал себя на самоподрыв[19] с
окружённой "катюшей", и ума хватило оба раза (с нарушением
приказа - умереть) – выжить и воевать дальше. И на это не
мог послать его командир - приказом. И сегодня - не война. И сегодня не посылают умереть. Но
сегодня надо выжить не только полку, но и тем, кого мы прикрываем,
когда возможно не исполнение боевой задачи полка. Исполнение боевой
задачи надо обеспечить. Можно ли при этом другие приказы и инструкции
нарушить? Отец рискнул, нарушил, и его сослуживцы и командир не
сдали в трибунал. И я решил нарушить, а потом - пусть думают. Мне хотелось обеспечить выполнение боевой задачи.
Командиры пока ничего не придумали. Запасной и обученный офицер
прибудет не скоро. Свои сами - не
обучаются[20]. Приказом
никто обучиться не назначен. А приказ на пуск может быть в любой час. А полк не
готов. Я обеспечил, как мог. Прав ли я? Утром я явился в часть с листом плекса за оттопыренной
пазухой шинели. Собрал перед построением офицеров ОРР, поставил их перед
фактом. Пойду сдаваться к командиру не с идеей, а с готовым инструментом
исполнения. Если сразу лист не отправит на уничтожение, а меня - под арест, то готовьтесь к учебной
тревоге. Ну к работе по учебной тревоге им не привыкать. Главное, - они заранее понимают, почему и что надо делать
кроме штатных работ. Я же не могу вообще командовать солдатам, т.к. офицер,
но – инженер, а не командир. Командир полка, устроивший принудительное
"опятёрычевание" солдат ради получения знамени "отличной
части" - не хотел
сам отвечать ни за "да", ни за "нет". Он вызвал
замполита, уведомил его об обстоятельствах моего преступления. (Будет на кого
перепихнуть вину за недоклад в дивизию.) Но замполит знал, что по уставу
через голову командира без особой нужды – не докладывают. Как быть? "По жопе" получать за "недогляд"
за таким (как я) придурком из профсоюза - всё равно
получить придётся. Знамя отнимут, если происшествие вскроется... Скрыть и пустить лист под фрезу… Перепрятать в сейф самого
командира? Без большого ЧП обыска не будет. А если он ещё эту картинку где-нибудь прикопировал? Мою комнату в общежитии, наверняка, перепроверили. Вещей-то не
много. Замполит у нас был очень умный. Доложить в дивизию придётся
сегодня же. Но хоть час есть, чтобы проверить идею? Как быть с осведомлением солдата? Но он пока ведь останется в
части! А потом подумаем. Объявили сбор ОРР. Команда рванула в ангар к ракете, офицеры - в "секретку" за
чемоданами и книгами, за табельным оружием, которое надо было получить при
каждой тревоге. Проблема выпрыгнула, как чёрт из табакерки. Из двух солдат, которых я с офицерами обсудили накануне
- один сразу отказался. За солдатскую зарплату (3 рубля в месяц) иметь такие
заботы - Зачем? Ни проблемы, ни подвиги ему не нужны. Он даже имел право
и обязанность доложить о сомнительном предложении "кому надо",
командиру полка и\или офицеру КГБ. Но второй понимал проблему с невосполнимым отсутствием
капитана, согласился попробовать. Я с двумя офицерами провели короткий курс
по табличке, не объясняя сполна, как по книге, которую он не запомнит,
хотя конструкции ракеты и схеме пуска расчёт учили. Только – что делать по
схеме и командам. Понял. Ничего стыковать, как при работе на ракете, ему не
надо. Только запомнить, где смотреть, записывать и докладывать по
ларингофонной связи шлемофонов всех участников работ. Первая всем знакомая команда - на проверку исправности и
готовности ракеты. И сразу -
замедленно, но без ошибок! Вторая команда на проверку исправности и готовности ракеты. Быстрее, но без ошибок! Третья команда на проверку, - и норматив
выполнили! Кое-кого и трясло от волнений. Мою пластину-подлянку командир полка после этого испытания
закрыл в свой сейф. Он не мог принудить начальника
"секретной" части её принять. Нет такой единицы хранения в описи! Я
получал её на каждые испытания. А их оказалось много, в том числе и на боевых
ракетах в шахте. Некоторое время все не могли понять, откуда свалилась такая
частота контрольных проверок и с появлением чужих инспекторов? Так как оружие и чемоданчик надо было получать всё равно, то
надо было дополнительное время на взятие моей пластинки, и вместе - уложиться
в норматив занятия своего места за пультом. ОРР уверенно выполняло нормативы испытаний на "4" и
"5", хотя расчёты пуска (подчинённые командирам других
подразделений) получили несколько НеБГ[21], то есть
"2". Там, где двоечник с липовой "пятёркой" ставился
проверяющим, он отлично проваливался, подтверждая наличие системы
незаслуженных оценок подготовки. И никто из
кадровых офицеров не застрелился от позора. Но все проверяющие были на постах дежурной боевой ракеты, а о
работе постов нашего ОРР судили по отработкам команд, по показаниям приборов
и донесениям. Они не видели моей пластинки и подсадного солдата. Почему-то не
вникли в проблему отсутствия подмены погибшего капитана. Видимо, потому, что
искали систему незаслуженных оценок подготовки солдат в боевых расчётах. Они
её нашли. Двойки, прикрытые фальшивыми пятёрками, – вскрылись. Их
провалы норм боевого пуска были важнее нарушений с моей пластинкой, спасшей
работу ОРР по нормативам. Успешно отработали, значит, риск был оправдан. И в какой-то день мою пластину оформили в секретку,
легализовали. Как, - не знаю.
Приказ не видел. Но норматив на моё прибытие к пульту стал обычным. Но скоро мне устроили "судный день". В кабинете командира полка
было много проверяющих, не было только Бога и ключаря рая. Все проверки шли
не в честь моей пластины, а в честь моего рапорта о приписках ради
ложно полученного знамени Отличного полка, и о жестоком отношении к вдове
погибшего капитана Важова. Главный вопрос: - Почему я нарушил Устав? Спрашивали о моём рапорте в Москву на имя аж министра обороны
маршала Гречко, через головы всех местных командиров. Я
ответил уверенно: – Я подал рапорта не по команде. Сознательно. Я видел
разложение полка. Командованию полка и дивизии я доверять не мог. В этом случае спасения полка и возвращение его к надёжной
службе – я был прав? А как ещё можно было это быстро вылечить? А о пластине моей инспекторы не узнали, мой эксперимент
прикручивать к вскрытым проблемам не стали. Но в случае с пластиной из оргстекла и копированием секретной
схемы, - я всё же
доложил своему врагу, командиру полка, принуждавшему к незаслуженным
"пятёркам". И с его ведома моя пластина выручала нас при проверках,
которые случая этих моих и командирских нарушений не выявили, так как в ОРР
выполнили все нормативы работы. Проверяли - плохо. Видели только то, что им явно подсказали. И
нарушения всех зон охраны полка не
обнаружили. А их ведь не восстановили. Мы ходили в городок на ночь
через лес, в котором должно быть всё блокировано колючими заборами и минными
полосами. А помог мне решиться на отчаянные шаги и с рапортом, и с
пластиной – подвиг отца. Подробности - в книге. Много позже, занимаясь историей боевых машин ракетной
артиллерии СССР для написания книги об отце, я обнаружил другие примеры
нарушения устава и обращения "через голову начальников". Например, Б. Е. Черток в книге "Ракеты и люди"
рассказывал: "В 1939 году были изготовлены первые самоходные
пусковые установки (БМ-13) на базе автомобиля ЗИС-6. Заместителем наркома обороны по артиллерии был маршал
артиллерии Кулик. Он отвечал за деятельность Главного артиллерийского
управления, за оценку и принятие на вооружение новых миномётных средств. Он
обязан был лично докладывать, если не Сталину, то наркому Тимошенко. Но он недооценил[22] это новое
оружие. Тогда Аборенков, совершенно убеждённый в
эффективности реактивных снарядов по опыту использования[23] в авиации, через
голову своего начальника маршала Кулика сообщил об этой разработке в
докладной записке Сталину. Аборенков рисковал если не головой, то
карьерой. Надо отдать должное его смелости." В это время Аборенков был начальником отделения в ГАУ.
По чину никак не положено ему было общение со Сталиным. Так что не будь
такого отчаянного поступка и человека, у СССР к началу воны не было бы
ракетных установок на автомобилях и на самолётах, не было бы разворота
их производства и их побед на фронтах. C 1941 года Аборенков — заместитель начальника[24] Главного
артиллерийского управления РККА. В сентябре 1941 года он назначен первым командующим вновь
созданных Гвардейских миномётных частей РККА. С 1942 года — заместитель наркома обороны по
химической[25] обороне и
Гвардейскими миномётными частями. В 1942 — 1946
годах Аборенков —
начальник Главного военно-химического управления РККА. В СССР не было Книги Рекордов СССР и Книги
нестандартных Происшествий, не было Книги Подвигов, Энциклопедии
Героев, Энциклопедии незаурядных граждан... Много чего не было. Хотя много достижений были сделаны
впервые в мире и международно зарегистрированы. Начав реформы в России после развала СССР, реформаторы
скрывали свои цели разграбления страны и служение боссам США и НАТО. Поэтому
тысячи моих инициатив отбрасывали. |
|||
Страница
пока не закончена Файлы книги повреждены хакерами и восстанавливаются. НЕ ЗАКОНЧЕНО ВОССТАНОВЛЕНИЕ |
|||
Из истории ракетной артиллерии \ Маленков Кузьма Илларионович \ Командующий
гвардейскими
минометными частями
генерал-лейтенант В. В. Аборенков \ из истории "Бурана" \
из подвигов в АвиаПроме \ из интриг МПКБ "Восход" \ "Драгоценный обесцененный малыш" \
ã Фонд
гражданских инициатив, МО МОИП, 2000-2021
ã Маленков С.К., член международного Союза славянских журналистов
ã Гражданская
инициатива Ò, е-журнал МО МОИП,
1998-2021
Здесь Вы можете выбрать код наших баннеров и текстовых ссылок из
расширенного списка
и поставить его на
Ваш сайт
Обновление: 01-01-2021fog
Создана
2011-05-07
[1] ракеты этого класса давно устарели, списаны и рассекречены. Генштаб в 90-х дал мне разрешение на
публикации.
[2] никак не связанной с ракетами и их изготовлением, кроме возможности использования в них гироскопов.
[3] за 3% прибыли в механо-обработке могли дать государственную премию. Но будь проект неисполнимым,
и "4" могли бы не дать, не то, чтобы - "5" и с "отличием". Ведь, чтобы сорвать мне защиту с "отличием",
и была придумана для отличника тема "типовой проект". В типовом не должно быть новизны и успешных
идей.
[4] Реальность такого дохода была доказана расчётами и неоднократно проверена, т.к. это был всё-таки
дипломный проект!
[5] А до этого я отказался от рекомендации самого начальника военной кафедры на вступление меня в КПСС,
как преждевременной, т.к. я ещё не совершил ничего достойного такой чести. А вступившие в КПСС
студентами, без достижений, получили лучшие распределения на работу.
[6] Ракетные войска стратегического назначения.
[7] я по своему проекту 200 человек отпускал с сохранение им прежней зарплаты в 600 рублей в месяц. Кто
бы отказался так пожить?
[8] то есть, проживание на нетрудовые доходы, не заслуженные работой.
[9] хотя это тоже нарушение норм и обязательств ЦК КПСС, то есть - тоже преступление.
[10] даже приносящие 15-кратную прибыль.
[11] нас выбирали по принципу "кто не женат - шаг вперёд", но двигателист Александр Зайцев был женат, но
призван со мной в одну часть. И некоторые другие - тоже. Разница ыла только на месте: женатым дали на
два года по квартире, а холостой был поселён в комнату общежития.
[12] Ни коим образом не хочу унизить моих коллег, кадровых боевых офицеров-ракетчиков. Но они обязаны
быть отличными исполнителями, лишены проявлений инициатив, в отличие от инженеров-разработчиков.
[13] канавы для труб копать, - не дорогу выравнивать! Но "копать" площадки под опоры ЛЭП - долбать ломом
базальт, - не назвал бы землекопством!
[14] оказывается, это - самая сложная работа, с соблюдением уклона трубы в 3 градуса, чтобы слив шёл без
заторов.
[15] мы "сдавали экзамен" без обучения, впервые в жизни, сразу на наклейке рубероида на цилиндрическую
крышу - один из сложнейших видов покрытия.
[16] тоже впервые - ставили стропила под двухскатную крышу с противоштормовым креплением.
[17] им было "не положено" заходить в шахту и работать с ракетой на поверхности.
[18] чтобы не отравиться парами ракетного топлива.
[19] о подвигах отца я рассказал на его страничке.
[20] а инициатива в армии часто или наказуема, или невозможна.
[21] Не боеготовы, не готовы к выполнению боевого приказа на пуск.
[22] Причин было много. Ракеты имели большой разброс по кучности от прицельного, разброс по дальности и
стабильности горения. В ближнем бою на передовой могли накрыть и своих. При обстреле ж\д станции
или склада - могли вспахать всё в округ. Нужно было бить точнее. Не все ракеты взлетали. На их
обезвреживание нужно было время, задерживая уход с позиций. Это могло стать причиной потери машин
при ответном обстреле.
[23] где он как специалист почему-то совсем не участвовал в работах.
[24] т.е. исполнял распоряжения, но ничто не мог приказать делать.