Бизнес и разведка Майкрософт в России Журнал. Электронная версия. УДК 821 Издание МО
МОИП "Фонд гражданских инициатив" Ò |
|
|
Сборник: 1-е изд., 1998, — ХХ с. (сер. "Идеи и люди" |
"шапочное" знакомство с ЭВМ \ второе
знакомство с ЭВМ \ третье знакомство с ЭВМ \ а как тогда за "бугром"? \ моё практическое программирование \ Нежелательные новации \ |
"шапочное" знакомство с ЭВМ Когда я познакомился с ЭВМ и
программами, о Майкрософт и IBM мне не было ничего известно. Старшая сестра моего школьного друга
поступила в "менделеевский"[2] институт учиться на программиста. И им
стала. Мы с Вовкой хотели стать лётчиками. Потому Галка и учебники[3] свои мне даже показывать не
хотела. Зачем? Так я в 67 году узнал только
несколько названий ЭВМ, и что они огромны, как шкафы. В городе было большим секретом и
что они есть, и где они. И, конечно, кто и что на них считает. Поэтому всегда дружелюбная сестра друга
стала отчуждаться... Для сохранения прежних отношений общения не помог бы
даже переход на работу в её контору, ибо взяли бы меня разве что
гардеробщиком... Володя был физически развитее меня и
коренаст, его могли принять в лётчики, а я был худ и долговяз... Но врач-негодяй из призывной комиссии
военкомата весной 68 года послал нас с Вовкой вырезать гланды, якобы спасая
от придирок лётной медкомиссии, зная, что после операции в лётные училища уже
не берут. Наш мечту сбросили в таз вместе с гландами. Потому мы уже не могли ехать поступать в
лётные школы, а пошли в ВУЗы: я - в МАТИ, Володя - в МХТИ, т.к. прорваться в
конкурсе 20 человек на место - не надеялся.. Не прошли оба, не хватило
"баллов"... Не попасть в армию и год готовиться
помогло устройство учениками токаря на РМЗ[4] химкомбината. Но и там нас послали ещё
на курсы ДОСААФ, уже на мотористов торпедных катеров. Но новые дополнительные профессии нам в
"Трудовые книжки" не вписали... Боялись, что мы в армии останемся на
катерах? Кто-то имел свой интерес в использовании
нас, и наш опыт документально обокрали... Разве так нечестно можно
строить справедливое и счастливое будущее? Осенью 69 года я поступил со
второго прыжка в МАТИ[5], где через 5 лет получил диплом инженера-механика, конструктора
авиаприборов. В МАТИ на 2 курсе (в 70-м году) я
второй раз услышал про ЭВМ и впервые увидел живую ЭВМ. Но она была древняя и работала (в неё вводили данные и
команды) переключателями на тумблерочках. Её создателя я не запомнил. Видимо,
при модернизации где-то "списали" советскую, не тратя валюту на
ВУЗ. Надо было понять инструмент и его язык. А мои конспекты по тому курсу у
меня в общежитии стащили (украли). Володя Авдохин в 69 году опять
вступительные экзамены не сдал и попал в армию, после которой тоже поступил
"дома" в филиал менделеевского МХТИ[6], других ВУЗов в нашем городе не было.
Уверенности в сдаче экзаменов в другой ВУЗ после армии у него не было. И быт
вне семьи (в общежитии) - более жестокий[7]. В армейской казарме все по команде
спят и встают, по расписанию едят, а в общежитии нет ни режима, ни покоя для
занятий). Напомню, что когда я второй раз, но подробнее,
конкретно познакомился с ЭВМ и программами, в МАТИ
на 2 курсе (в 70-м году) - о Майкрософт мне опять не было ничего
известно, на лекциях обзора зарубежного опыта не было. Да и нам зачем?
Нам начали рассказывать про ЭВМ, и даже назначили курсовую практику. Мы на
ней считали! Но ЭВМ-шкаф была с командами на тумблерах, я такую больше
уже не видел. После неё у меня в жизни долго вообще не было ни
программирования, ни ЭВМ. После ВУЗа с
дополнительной специальностью оператора тактических ракет - меня распределили
в армию, в РВСН (ракетные войска стратегического
назначения). Там пришлось изучить ещё 2 специальности и служить по ним. 3
воинские специальности тоже не вписаны[8] в "Трудовую книжку". Был шанс
изучить и бортовую ЭВМ ракеты, но это было другой специальностью, приказа
изучать её - не было. Знать от неё было положено только об использовании её
команд. Когда я (уже после армии 74-76 годов) попал в КБ, карандаш и рейсшина - были все мои
инструменты. Кульман и рейсфедер, калькулятор - будут позже. Я грезил о расчётах и проектировании на
ЭВМ, но к ним допускали людей с
другими профессиями, с конструкторской почему-то не совмещаемые. Я освоил программируемый калькулятор. Это тоже описано отдельной серией историй. Но он давал
только 100 шагов. Приглашение на курсы программирования МИРЭА пришло в 1986 году нечаянно. Пришла "разнарядка",
которую надо было "закрыть", командировав кого-то учиться, иначе
следующую разнарядку в КБ не дали бы. Желающих других не нашли, т. к. это
многомесячная трата личного времени. Без гарантий роста в зарплате и
должности. А я с радостью согласился. Я любил учиться. Когда я третий раз познакомился с
ЭВМ и программами, о Майкрософт мне тоже не было ничего известно. Хотя,
естественно, нам рассказывали про DOS и BASIC, но без историй их создания. В июне 1987 года
мне выдали удостоверение[9] о дополнительном высшем
образовании. Специальность – оператор миниЭВМ[10] (специализация "МикроЭВМ и
комплексы системы Электроника и их применение"). Понятие "микро" в
миллиметрах не давали. ЭВМ в ноутбуках - это какое? Пока не
"нано".... В 80-х это уже совсем иные поколения ЭВМ, хотя от 1
знакомства с названиями прошло всего 20 лет! А совместить её с
основной специальность (конструктор) - никто не обещал. Перевода меня в отдел
операторов ЭВМ начальник конструкторского отдела не хотел. Да и я не хотел
Там бы я обслуживал чужие желания. А тут я на чертежах воплощал свои. В качестве "выпускной"
(дипломной) работы МИРЭА мной была написана "Программа учёта и движения ЧТД[11]", программа составления
таблиц для конструкторских документов (чертежей, ведомостей, спецификаций и др.), на несколько
лет опережая появление подобного в текстовых и графических
программах-редакторах, в том числе и WORD Microsoft. Программа позволяла начертить все нужные
таблицы и ведомости, заполнить их текстом и цифрами, назначить
первичные (исходные) элементы таблиц, от изменения которых изменялись все
последующие зависимо связанные. У конструктора при создании альбома чертежей
прибора на это уходили недели, потом - недели согласования и подписания,
проверки на ошибки, прохождения по архивам, ксерокопиям и канцеляриям... Снабженцы по ЭВМ-ведомостям сразу получали бы
список, что нужно купить, у кого, к какому сроку и сколько. Склады сразу получали бы на мониторе
данные, что, когда и сколько надо получить и выдать, кто и когда получил, кто
и когда и кому (подразделение, ФИО получившего) выдал в сборках, степень
готовности продукции по графикам. Суммы перемещаемых
элементов и продукции считались и изменялись автоматически.[12] Программа с таблицей позволяла начать компьютеризированный учёт заказов, запасов,
распределения, использования, запасов, выбраковки и списания, сетевые графики
(логистики) движения[13]… Бумажные аналогичные отчёты делались долго,
долго шли по канцеляриям, по сбору виз между начальниками и исполнителями...
На всё были нормы, которые нельзя было обогнать, иначе любые ошибки будут
оправданы и безнаказанны[14], а все в сумме -
проиграют. За ошибки после исполнения норм будут наказаны виновные, но все в
сумме - опять проиграют. После обработки программой - бумаги могли идти на
свои полки по их тихому графику и были страховочным
вариантом. А вот, если изменения на ЭВМ начнут подгонять и обгонять,
то за отстающими бумагами следить - с ума сойдёшь! Если они запутаются -
отнимут много сил и времени! ЭВМ хороша без тормозящих старых технологий. Но
пока они сами не были надёжны. Если деталь или радиоэлемент выпадал в брак, ЭВМ-система
намного оперативнее (в десятки раз быстрее) обычных работников
исправляла график и документы, ликвидировала авралы. Одинаковыми элементами можно было оперативно манипулировать
между разными заказами, пропуская важнейшие, прогнозировать загрузку
производств. Потом это назовут логистикой. Возможность графического
исполнения значила много меньше по сравнению с возможностью быстро
обрабатывать на ЭВМ информацию применения покупных, стандартизованных и
оригинальных элементов, их технических (и часто меняющихся) параметров,
движения в поставке и производстве. Особенно важно было разделить потоки изделий по
неизменённым чертежам и спецификациям -- от потоков с изменёнными. Это была одна из первых технологий создания ведения электронных библиотек. МИРЭА и КБ не могли
назвать аналогов. Это давало многие
экономические и организационные выгоды. Но МИРЭА и МПКБ
"Восход" не бросились патентовать новинки. Меду прочим, у меня, как автора проекта, в это
самое время шла напряжённая работа над приборами для космического челнока
"Буран". Очень сложная и
ответственная тема, проект, названный всеми ведущими спецами неисполнимым. Было не до споров. И требовали очень сжатые сроки
на все доработки по заказам космонавтов. Помощь на ЭВМ не помешала бы. Но возможные поиски ошибок в программах были
длительными. При том применялось много труда операторов, которые тоже могли
совершать ошибки. Поэтому на них не полагались, не надеялись.
Вдруг сбой? Тогда и год ничего не разгребёшь!!.. "Буран" нужен был срочно, хоть "на коленке"[15], но наверняка! Имевшиеся БЭСМ[16] и СМ[17] не[18] годились. Требовалось новое
поколение настольных ЭВМ[19]. Для них в МПКБ не было специалистов[20] (не только программистов,
но и технологов, работников ОТК, ОТД, складов, снабженцев... Один конструктор
был первым, но "погоду не делал", скорее её (застоявшееся болото)
пока портил. Риск и провал на "Буране" в министерстве и в правительстве не простили бы. Пробовать на чём-то
ещё у меня времени не было. Пробовать без меня смысла и
повода не было у руководства и
авторов других проектов... Но кто-то же должен отвечать за регистрацию и внедрение новаций, за
получение пользы от них? Ещё в 74 году я отметил в дипломной работе МАТИ документ ЦК КПСС, обязывающий внедрять
отличные проекты... И на него плевали! Как и 13 лет назад, работу в целом преступно проигнорировали
и в МПКБ, и в АвиаПроме. Вдруг командиры сократят все сроки проектирования и производства, а
работать по ЭВМ-программе сможет пока один её автор?! А МИРЭА относился к МинВУЗу, которому проблемы проектировщиков и
производственников вообще были "до лампочки", безразличны… Ну, как и в МАТИ в 1974-м... СовМин и ГосПлан идеями защищаемых дипломных проектов вообще не интересовался. Не от великого ума
его руководителей… Трагичная история. Хотя, - хотите посмеяться? Часть моей программы была использована. Купили
большой плоттер и научили его... чертить рамки на форматки чертежей... Очень
ровно, линиями стандартной толщины. Потом их тиражировали на ксероксе. Так
экономили время конструкторов на их черчение. Правда, потом стали учить перечерчивать чертежи
печатных плат перед копированием их на фотоматрицу для травления. Ровные
линии стандартной толщины имели значение. И это вне моего проекта. Но для
прочих документов моего проекта дело не довели. А всего через 2 года закрылась программа "Бурана". Ещё одна
трагичная история для страны и космонавтики. Мне в декабре 89 года пришлось уволиться из
КБ. "Отдел режима" много лет копил мои нарушения правил, сделанные
мною ради ускорений внедрения новаций, рационализаций, изобретения. Настала
пора репрессий, мести. Пришлось бросить не только авиацию и космонавтику, все накопленные
достижения и две толстых тетради задумок на будущее (это тоже было наказуемо,
как не порученные работы, которые не мог хранить архив). Но начался бардак "реформ", развал
отрасли. КБ и КГБ стало не до мести Маленкову... И страна в лице чиновников по всем лестницам и кабинетам - забыла все мои достижения. В 1986 году на курсах МИРЭА я получил ксерокопию
набора команд[21] программы Basic[22] и на его основе
всего за пару недель написал программу ведения ЧКД и ЧТД
(чертёжно-конструкторской документации - начальный этап, далее - чертёжно-технологический (ЧТД),
производственно-диспетчерский, снабженческий), видимо, первую в мире,
сделав её частью своей выпускной работы, которую КБ и МИРЭА не
захотели патентовать и внедрять. СССР потерял приоритет и
пользу. И я как автор - тоже. |
Страничка
была атакована и испорчена хакерами. Восстанавливается. |
Использованные публикации: диплом инженера-механика МАТИ \ Курсы МИРА \ курсы повышения квалификации в области патентоведения "Уникум, мечтавший о
безработице" \ "И
один в поле воин" \ "Капризный
новичок" - первый год в КБ \ первая
сложная техника - калькулятор \ ода полезным моделям
\ Самообразование – основной
профнавык \ о новоязе \ ГОСТобуч \ о Стандартах образования \ |
Страницы дружеских ссылок 1, 2, 3
ã Фонд гражданских инициатив
Ò,
МО МОИП,
1993-2019
ã Маленков С.К.,
член международного Союза славянских журналистов
ã Гражданская
инициатива Ò, е-журнал МО МОИП, 1998-2019
Здесь Вы можете выбрать код
наших банеров и текстовых ссылок из расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!
Ссылка на сайт,
автора книги и идей, публикуемые на сайте издания при цитировании или
перепечатке –
обязательна. Коммерческое переиздание без
согласования с автором и редакцией – запрещается.
Наш адрес: 123458, Москва,
ул. Твардовского 13-2-169, тел. 8-925-537-28-07 \ 8-926-294-00-31 \
Skype: uniqum-star
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение: Почтовые
адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.
Использование адресов
электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного
мусора
будет наказываться.
Обновление:
01-03-2019fog
создан 09-03-1998
[1]
Гражданская
инициатива родилась вместе со мной, впиталась с молоком матери, усилилась
мудростью окружавших простых людей. Это основа жизни личности, не желающей быть
чьим-то рабом, стремящейся к содружеству и к сотворчеству в обществе.
[2] МХТИ имени Менделеева
[3] На первых курсах любого ВУЗа "проходили" "общие" (общеобразовательные, плохо данные в школах)
предметы: математику, физику, химию, марксизм... Она, как и я, читала то, к чему стремилась, с
опережением.
[4] ремонтно-механический завод. Химкомбинат давал отсрочку от призыва до получения профессии, чтобы
ты мог вернуться в знакомый уже коллектив, в строй специалистов, а не бывшим школьником или
бывшим солдатом.
[5] подробнее об этом в книге "Уникум, мечтавший о безработице".
[6] а в Москве ещё был и МИХМ.
[7] но потом он перевёлся в Москву ради будущей жены, к которой каждое воскресение летал на мотоцикле.
[8] стаж службы вошёл, но профессии - не названы даже после их рассекречивания и списании самих ракет.
[9] Срок обучения 10 месяцев с отрывом от производства с 1 сентября 1986 по 30 июня 1987 года. Считалось,
что диплом можно давать за 2-годиные курсы.
[10] По небрежности это прямо не записано в Удостоверение, вписана только специализация как тема
используемого технического инструментария.
[11] Чертёжно-технической документации, включавшей и чертежи, и их спецификации, ведомости
комплектации и поставки (покупки), технологические карты и т.п..
[12] В начале 70-х на 1МПЗ работала релейная система "автоматизированный склад". В МПКБ не было
никакой.
[13] через 15 лет аналог стал развиваться в виде "1с-бухгалтерия-склад". И я их консультировал, но в список
соавторов не включён. Партнёры оказались с замашками воровскими.
[14] А наказание нарушителя норм не спасёт производство. Коллективы депремируют, наказаны будут и
начальники.
[15] символ ручной работы без инструментов.
[16] Работали на перфолентах и перфокартах, с очень медленным поиском и отладкой всех ошибок.
[17] СМ ЭВМ — ряд
(семейство) управляющих ЭВМ, созданных
в конце 1970-х — начале 1980-х годов
с участием разных стран, являющихся членами СЭВ.
[18] СМ-4 использовал конверт-дискетки
размером с табуретку и всего размером памяти на 360 кб.
На ней и писалась дипломная работа.
[19] В Белоруссии уже делали настольный
чемоданчик, аналог такой же ЭВМ от IBM, работавшей
с конверт-дискетками в 5 дюймов и памятью не только 360 кб,
но и больше.
[20] Через 10 лет уволили начальника отдела
БЭСМ, как не освоившего работу на новых настольных ЭВМ.
[21] невозможно было достать учебник.
[22] Которую ему до того не преподавали.