РОДОМ из СССР
26
сентября - день памяти выдающегося советского конструктора
бронетанковой техники Михаила Ильича КОШКИНА |
|
|
26 сентября - день памяти выдающегося советского конструктора
бронетанковой техники 26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич
КОШКИН, создатель лучшего танка Второй мировой войны - легендарной
«тридцатьчетвёрки». Умер, застудив легкие во время испытания Т-34. Сегодня, наверное, многие знают, что конструктором
лучшего танка XX века T-34 был советский инженер Михаил Ильич Кошкин.
Создать такую машину — уже великий подвиг. Но
Кошкин совершил ещё и подвиг самопожертвования при внедрении этого
танка в производство, о чём мало кто знает. Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898
года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии (ныне
Переславский район Ярославской области). Семья жила бедно, отец вынужден был
заниматься отхожими промыслами. В 1905 году, работая на
лесозаготовках, он надорвался и умер, оставив жену, вынужденную пойти
батрачить, и троих малолетних детей. Михаил окончил церковно-приходскую школу
(ЦПШ) в 10-летнем возрасте. Уехав на заработки, с 1909 по 1917 год работал
на кондитерской фабрике в Москве и за 8 лет работы прошёл путь от ученика пекаря до
рабочего по обслуживанию карамельных автоматов. С февраля 1917 года
призыван в Русскую императорскую армию рядовым. Весной в составе 58-го
пехотного полка был отправлен на Западный фронт, в августе получил ранение.
Лечился в Москве, в конце 1917 года был демобилизован. 15 апреля 1918 года
поступил добровольцем в сформированный в Москве железнодорожный отряд
Красной Армии. Участвовал в боях под Царицыном. В 1919 году переведён
в Петроград в 3-й железнодорожный батальон, который участвовал в освобождении
от английских интервентов Архангельска. В 1919 году, на Северном
фронте, вступает в члены РКП(б), выбран секретарём партячейки 3-й
железнодорожной бригады. Там же Кошкин, вероятнее
всего, впервые знакомится с бронетехникой: бронепоездами РККА и английскими
танками «Рикардо» Mark V, которые использовались интервентами на этом участке
фронта. По дороге на Польский
фронт Михаил заболел тифом и был снят с эшелона. После выздоровления направлен
в 3-ю железнодорожную бригаду, участвовал в боях против Врангеля на Южном
фронте, занимался восстановлением ж/д пути и мостов в полосе наступления. После окончания Гражданской войны в 1921 году Кошкин с отличием
оканчивает военно-политические курсы в Харькове, после которых командируется
на учёбу в Москву, с 1921 по 1924 год учился в Коммунистическом
университете имени Я. М. Свердлова. Во время учёбы лично
знакомится с С. М. Кировым и Г. К. Орджоникидзе. |
||
|
После его окончания получил
назначение в Вятку, где с 1924 по 1925 год работал заведующим
кондитерской фабрики, с 1925 по 1926 год — заведующим
агитационно-пропагандистского отдела райкома ВКП(б), с 1926 по 1928 год — заведующим
губсовпартшколой, в 1928 году — заместителем заведующего,
с июля 1928 по август 1929 года — заведующий
агитационно-пропагандистского отдела губкома ВКП(б). В Вятке Михаил Кошкин
женился на служащей Губпотребсоюза Вере Катаевой, родилась дочь Лиза. Михаила Кошкина могла ждать блестящая партийная
карьера, однако он отправляет письмо Сергею Кирову с просьбой оказать
содействие в получении технического образования и в 1929 году по
личному распоряжению С. М. Кирова как инициативный
работник |
|
зачислен в Ленинградский технологический институт, однако тема
обучения ему кажется неинтересной и он добивается перевода в числе
«парттысячников» на машиностроительный факультет Ленинградского
политехнического института, (кафедра «Автомобили и тракторы»). В 1934 году защищает диплом по специальности
«инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов», тема дипломной
работы «Коробка передач среднего танка». Преддипломную практику проходил в
опытно-конструкторском отделе при Ленинградском заводе опытного
машиностроения № 185. Производственную
практику проходил на Нижегородском автомобильном заводе имени В. М. Молотова (сейчас
Горьковский автозавод - ГАЗ) в должности мастера дефектного отдела. Руководство завода направило
ходатайство в Наркомат тяжёлой промышленности с просьбой направить Михаила
Кошкина после окончания обучения на своё предприятие, однако он добивается
продолжения работы в танковом КБ. После окончания вуза с 1934 года 2,5 года трудился
в танковом КБ Ленинградского завода им. С. М. Кирова. С должности рядового
конструктора быстро дошёл до заместителя начальника КБ. За участие
в создании среднего танка с противоснарядным бронированием Т-46-5 (Т-111)
М. И. Кошкин, в числе других конструкторов, «За отличную работу в области
машиностроения» получил орден Красной Звезды. Участвовал также в создании
танка Т-29, который, как и Т-46-1, представляли собой
модернизацию серийных Т-28[1] и Т-26 с переводом
их на колёсно-гусеничный ход. Но впоследствии оказалось, что эти танки бесперспективны
(чрезмерная сложность и высокая стоимость показали невозможность их серийного
производства). |
||
|
||
Т-28 - трёхбашенный советский
средний танк межвоенного периода. Разработан в 1930-1932 годах
инженерами танко-тракторного конструкторского бюро ВОАО под общим
руководством С. А. Гинзбурга. Т-28 является первым в СССР средним танком,
запущенным в массовое производство[2]. В период с 1933 по 1940
год ленинградским Кировским заводом было выпущено 503 экземпляра Т-28.
На момент своего
появления Т-28 являлся сильнейшим средним танком в мире. Использовался в СССР
до 1944 года, в Финляндии до 51. Экипаж 6 чел. С декабря 1936 года
по распоряжению наркома тяжёлой промышленности СССР Г. К. Орджоникидзе Кошкин
возглавляет Конструкторское бюро КБ-190 Танкового отдела «Т2»,
завода № 183, Харьковского
паровозостроительного завода (ХПЗ). В то время Танковый отдел
Харьковского завода № 183 выпускал лёгкие
колёсно-гусеничные[3] быстроходные танки серии
«БТ», которые, наряду с лёгким танком Т-26 Кировского
завода, составляли основу бронетанковых войск РККА. Проблемами
серийного производства и модернизации танка БТ в Танковом отделе завода № 183 занималось КБ-190 под
руководством А. О. Фирсова. Назрел общий кризис танкостроения,
вызванный появлением нового вида оружия — противотанковой пушки.
Лёгкие танки защищали только от пулемётов, но уже пробивались
крупнокалиберными. Пришла необходимость срочной замены всего танкового
парка. К тому же танкистам пришла
охота на танках прыгать с трамплина, с обрыва, через окопы. А это не все авто могли.
Какие рессоры и гусеницы, трансмиссии и моторы нужны танку? В это время в КБ сложилась
критическая кадровая ситуация: предыдущий начальник КБ А. О. Фирсов арестован «за вредительство»,
конструкторов допрашивают, КБ разделено на два направления: с лета 1937 года
одна часть сотрудников занимается опытно-конструкторскими работами (14 тем!), другая обеспечивает
текущее серийное производство. Сроки давали такие сжатые, что, как говорил Фирсов
«Сдадим сырой танк — жди беды. А не сдадим — головы полетят». Они и
летели … Первый проект, созданный под руководством Кошкина,
танк БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых
конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания[4]. Чтобы колёса танка были
движущими, как и гусеницы, к ним должна быть дополнительная трансмиссия,
которая занимает место, увеличивает вес, может ломаться,
увеличивает сложность и цену производства. 20-мм броня была
недостаточна против всех снарядов, а 45-мм пушка слабовата для серьёзных
целей. 13 октября 1937 года
Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 (ХПЗ)
тактико-технические требования на новый танк под индексом БТ-20[5]. По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для
работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое
от КБ Кошкина, с изъятием лучших конструкторов от Кошкина. В состав КБ вошёл ряд
инженеров КБ завода № 183 (в том числе А. А. Морозов), а также около
сорока выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ).
Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Разработка
идёт в сложных условиях: на заводе продолжаются аресты. Кошкин в этом хаосе продолжает развивать своё
направление — чертежи, над которыми
работает костяк фирсовского конструкторского бюро, должны лечь в основу
будущего танка. Конструкторским бюро под руководством А. Дика был разработан
технический проект танка БТ-20, но с опозданием на полтора месяца.
Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на руководителя КБ, в
результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве
правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей. Вклад А. Дика, недолго занимавшегося в
КБ вопросами подвижности танка, в создание будущего танка Т-34
заключался в важной для ходовой части идее установки на борт ещё одного
опорного катка и наклонного расположения пружин подвески. |
||
После ареста Дика конструкторское бюро было
реорганизовано в КБ-24, его руководителем стал Кошкин, его заместителем
стал Александр Морозов, а руководство КБ-190 вновь переходит к Николаю
Кучеренко. В марте 1938 года
проект танка был утверждён. Однако к этому моменту у военного руководства
страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для
танка. 28 апреля 1938 года
Кошкин в Москве на совещании Народного Комиссариата обороны (НКО) добивается
разрешения изготовить и испытать два новых танка — колёсно-гусеничный
(как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничный.
Кошкина поддержал[6] И. В. Сталин, предложив не
ограничивать инициативу завода. 9-10 декабря 1938 года М.
Кошкин демонстрировал Главному Военному совету чертежи и макеты опытных
танков А-20[7] (колёсно-гусеничный) и
А-32[8] (гусеничный). Срочная разработка
чертежей танков А-20 и А-32 потребовала сотен людей, поэтому в начале 1939
года все танковые КБ завода (КБ-24, КБ-190 и КБ-35) были объединены в КБ-520,
16 декабря 1938 года М. Кошкин назначен главным
конструктором трёх объединённых КБ завода № 183 в единое
конструкторское бюро КБ-520. Одновременно произошло
объединение опытных цехов в единый цех, тесно связанный с КБ. Михаил Кошкин
был назначен главным конструктором, его заместителями А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко, А. В. Колесников и В. М. Дорошенко. Комплектация и качества танков
зависели от оружия и моторов, которые производили другие КБ и заводы. В середине - конце лета 1939
года в Харькове новые образцы танков прошли испытание[9]. Комиссия заключила, что
«по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше
всех выпускаемых ранее … выполнены хорошо и
пригодны для эксплуатации в войсках», однако отдать предпочтение одному из
них она не смогла. |
||
Первый и единственный
опытный средний танк А-32 на базе А-20. Катков уже не 4, а 5, но пулемёт ещё
правее пушки, а будет левее. Пушка 76-мм "Л-10У" вместо 45 мм у
А-20. Большую тактическую подвижность в условиях
пересечённой местности во время боёв Советско-финской войны 1939—1940
годов показал гусеничный танк А-32. В короткие сроки была
проведена его доработка: утолщена до 45 мм броня и установлена 76-миллиметровая
пушка и другое — так появился Т-34. Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: БТ-7, А-20,
Т-34-76 с пушкой Л-11, Т-34-76 с пушкой Ф-34 |
||
Два опытных[10] Т-34 были изготовлены и переданы
на войсковые испытания 10 февраля 1940 года, подтвердившие их высокие
технические и боевые качества. В начале марта 1940 года
Кошкин отправляется с ними из Харькова в Москву «своим ходом». В условиях начавшейся
весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими
пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько
раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской
площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства.
Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34
был рекомендован для немедленной постановки на производство. |
||
Но к началу войны он был
штучным, а с началом войны производство его на Украине стало невозможным.
Эвакуация КБ и производства, освоение производства на других заводах – потеря времени. Танк в ходе войны пережил
несколько модернизаций, но успешно закончил вону в Берлине. И был после войны не
вооружении многих стран, ставших социалистическими. Кошкин дорого заплатил за этот демонстрационный
успех — простуда и переутомление
привели к заболеванию пневмонией, но Михаил Ильич продолжал активно
руководить доработкой танка, пока не произошло обострение заболевания и не
пришлось удалить одно лёгкое. Конструктор скончался 26
сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил
реабилитационный курс лечения. Похоронен в Харькове на городском кладбище,
которое в 1941 году уничтожено лётчиками люфтваффе целенаправленной
бомбардировкой с целью ликвидации могилы конструктора (Гитлер объявил Кошкина
своим личным врагом уже после его смерти). |
||
|
Это одна из последних модификаций Т-34-85 с
увеличенным калибром пушки с 76 мм после финской войны до 85 мм с изменённым
узлом крепления пушки и башни. |
|
Страница и связанные с нею
статьи и документы были повреждены хакерами и автору стоит много сил её восстановить.
Так государство и его наёмники уходят от судимости и от компенсации
причинённого ими ущерба. Хотя с 93 года у нас есть Гарант, много лет
безнаказанно не исполняющий свои
гарантии. К продолжению \ |
||
болезни \ из истории болезни \ ЗдравоХранение \ что такое ЗдравоХранение? \ коррупция \ не нравится \ не люблю \ ненавижу \ несбывшиеся мечты \ мечты сбываются \ преступления чиновников
Москвы \ как нас убивают \ интриги МПКБ "Восход" \ мир без войн. Принцип роя \ Мир без насилия
\ чёрные листы \ |
||
Из истории учёта газа и воды \ вопросы к газомерам Новомосковска \ вопросы к водомерам Москвы |
||
Концепция создания бюджета \ Концепция организации здравоохранения \ Концепция общенародной медицины \ Концепция устройства государства \ Концепция должности Гаранта \ Концепция должности Президента \ Концепция местного самоуправления населения
\\ Концепция непрерывного образования |
||
Другие
разделы сайта:
ã Фонд
гражданских инициатив Ò, МО МОИП, 1993-2019
ã Маленков С.К.,
член международного Союза славянских журналистов
ã Гражданская
инициатива Ò, е-журнал МО МОИП, 1998-2019
Здесь Вы можете выбрать код
наших банеров и текстовых ссылок из расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!
Ссылка на сайт,
автора книги и идей, публикуемые на сайте издания при цитировании или
перепечатке –
обязательна. Коммерческое переиздание без
согласования с автором и редакцией – запрещается.
Наш адрес: 123458, Москва,
ул. Твардовского 13-2-169, тел. 8-925 537-28-07 \ 8-926-294-00-31 \
Skype:
: uniqum-star
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение: Почтовые
адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.
Использование адресов
электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного
мусора будет наказываться.
Обновление:
01-08-2019fog
[1] Скопированного с лучшего английского танка «Виккерс 16-тонный» или «А6»
[2] Комплектующие делали на 7 заводах. Выпуск прекращён в 1940 году.
[3] Схема американских танков конструктора Кристи.
[4] Как позже оказалось, - негодным было задание: модернизация исчерпавшего себя колёсно-гусеничного
хода. Колёса (давление на грунт) не выдерживали растущей тяжести танка.
[5] Хотя, смотри ниже, после введения в 1930-х гг. правительством СССР буквенных индексов для
машиностроительных производств в наименованиях их изделий стали использовать соответствующие
индексы, и у ХПЗ была буква «А».
[6] Первично НКО требовал постройки только А-20 основывалось на том, что в жёсткие сроки конструкторы
могут не справиться с постройкой двух машин, а средства и время будут потрачены напрасно.
[7] В сентябре 1938 года по итогам рассмотрения макета танка БТ-20 было принято решение об изготовлении
трёх танков (одного колёсно-гусеничного и двух гусеничных) и одного бронекорпуса для испытаний
обстрелом. К началу 1939 года КБ-24 выполнило рабочие чертежи по А-20 и начало проектирование
А-20Г. «Г» — гусеничный, впоследствии получивший обозначение А-32.
[8] После введения в 1930-х гг. правительством СССР буквенных индексов для машиностроительных
производств в наименованиях их изделий стали использовать соответствующие индексы. «А» — индекс,
присвоенный Харьковскому паровозостроительному заводу. «А-32» — изделие разработанное ХПЗ.
[9] А-20 показал несколько лучшую подвижность при движении на колёсах, но уступил А-32 в проходимости.
Кроме того, возможности ходовой части А-20 не позволяли усилить бронезащиту и вооружение, тогда как
на А-32 к началу совместных испытаний установили 76-мм пушку Л-10 (вместо 45 мм), а толщина брони
была больше на 5—10 мм и было возможно её дальнейшее увеличение. Преимущество просто очевидное.
[10] постановлением № 443 от 19 декабря 1939 г. Комитета Обороны предписано вооружение:
1) пушку Ф-32 калибра 76 мм, спаренную с пулемётом калибра 7,62 мм;
2) отдельный пулемёт у радиста — калибра 7,62 мм;
3) отдельный пулемёт калибра 7,62 мм;
4) зенитный пулемёт калибра 7,62 мм.