Генерал-лейтенант П.В. Мальцев
Современный
период развития Российской Федерации характеризуется постоянно возрастающей
ролью управления. Большое
внимание вопросам совершенствования форм и методов управления во всех звеньях
и сферах на базе новейших достижений науки и техники уделяют президент
Российской Федерации В.В. Путин и председатель Совета министров М. Касьянов. Обратимся к
великой истории Советского Союза, к тому, как политическое и военное
руководство страны решало проблемы управления накануне и в начальный период
Великой Отечественной войны. В основу решения проблемы управления страной и
вооружёнными силами были взяты положения марксизма-ленинизма о сущности,
целях и задачах управления обществом, государством и вооружёнными силами.
Один из законов военной науки гласит, что ход и исход войны зависят от
соотношения экономических, морально-политических, научно-технических и
собственно военного потенциалов воюющих сторон. Однако реальное соотношение
этих сил в ходе боевых действий определяется не столько потенциальными,
сколько разумными боевыми возможностями противостоящих группировок, а также
степенью реализации боевых возможностей войск, находящихся в прямой
зависимости от эффективности управления ими. Для победы в бою и операции
недостаточно быть более сильным вообще. Необходимо создать превосходство в
силах и средствах в зонах активных боевых действий, то есть там и тогда, где
и когда стороны наносят друг другу основные потери. Умение сосредоточить усилия на главных направлениях зависит также от
искусства управления силами и средствами. Как показал опыт войны, этим
искусством обладали И.В. Сталин, Г.К. Жуков, А.М. Василевский и другие полководцы
Красной Армии. Реформа, проведённая в
1924–25 гг. для совершенствования управления вооружёнными силами, возлагала
на Главное управление РККА планирование, обеспечение вооружением Красной
Армии, работу инспекции РККА и материальное обеспечение вооружённых сил.
Политическое управление РККА и воспитательная работа осуществлялись через
отдел ЦК ВКП(б). Были перестроены также органы управления военных округов.
Руководство военными округами и отдельными армиями осуществляли военные
советы, непосредственно подчинённые Реввоенсовету СССР. В качестве их
исполнительных органов действовали штабы округов и соответствующие
управления. В 1926 г. издано
Наставление по полевой службе штабов, в котором были впервые изложены теория
и практика работы штабов по обеспечению управления войсками в боевых
условиях. Осложнение международной
обстановки в 30-е годы в связи с приходом к власти в Германии фашистов,
нарастание угрозы нападения на СССР диктовали необходимость повышения боевой
мощи и совершенствования управления Красной Армией и Флотом. В 1935–36 г.г.
по решению советского правительства был осуществлён переход от смешанной
территориально-кадровой системы к единому кадровому принципу строительства
вооружённых сил. Аппарат высшего военного руководства в это время включал три
основных органа: постоянную комиссию по обороне при Совете Народных
Комиссаров (которая разрабатывала принципиальные вопросы обороны и
строительства вооружённых сил), Народный комиссариат по военным и морским
делам и Революционный Военный Совет, осуществлявшие непосредственное
руководство вооружёнными силами. Практика показала, что функции комиссии и
Реввоенсовета во многом переплетаются, поэтому в 1934 г. Реввоенсовет СССР
был упразднён, а Наркомат по военным и морским делам преобразован в Наркомат
обороны СССР. Политическое и военное руководство Советского Союза в 1935 г.
сделало вывод, что война с Германией неминуема, но когда она начнётся –
неизвестно. Поэтому, начиная с 1935 г., правительством проводились
мероприятия, направленные на повышение боевой мощи и боевой готовности войск
для отражения возможного нападения Германии. 22 сентября 1935 г. штаб РККА
был преобразован в Генеральный штаб РККА. Согласно постановлению СНК
СССР и ЦК ВКП(б) №322 от 13 марта 1938 г. создан Главный военный совет РККА
при Наркомате обороны СССР в составе: К.Е. Ворошилов (председатель), В.К.
Блюхер, С.М. Будённый, Г.И. Кулик, Л.З. Мехлис, И.В. Сталин, И.Ф. Федько,
Б.М. Шапошников, Е.А. Щаденко, К.А. Мерецков (секретарь совета). Одновременно
был образован Главный Военный совет ВМФ. Первое совместное заседание советов
состоялось 19 марта 1938 г. На нём рассматривались важные вопросы
строительства армии и флота, обсуждался также опыт боевых действий Красной
Армии на о. Хасан и р. Халхин-Гол. 13 апреля 1940 г. были обсуждены уроки
войны с Финляндией. Кроме того, на заседаниях систематически заслушивались
доклады командующих военными округами по вопросам обеспечения боевой
готовности и другим проблемам, связанным с боевой подготовкой и обеспечением
войск. С началом Великой Отечественной
войны и созданием Ставки Верховного Главнокомандования Военные советы РККА и
ВМФ были упразднены. 29–30 декабря 1941 г.,
когда ещё функционировал Главный Военный совет, состоялось совещание высшего
командного и политического состава Красной Армии. На нём присутствовали
руководящий состав Наркомата обороны и Генерального штаба, начальники
Центральных управлений, командующие, члены военных советов и начальники
штабов военных округов, армий, начальники военных академий,
генерал-инспекторы родов войск, командиры некоторых корпусов, дивизий (270
человек). Совещание открыл Нарком
обороны маршал С.К. Тимошенко. С докладами выступили начальник Генерального
штаба генерал армии К.А. Мерецков (о ходе оборонительных операций и состоянии
подготовки командного состава Красной Армии) и генерал армии Г.К. Жуков (о
конкретных вопросах ведения наступательных операций). Основными положениями
этих докладов можно руководствоваться в подготовке Вооружённых Сил и
руководящего командного состава армии и в настоящее время. В Генеральном штабе РККА
было 7 главных управлений: оперативное, разведывательное, организационное,
мобилизационное и другие, в том числе управление связи. Такие управления
имеются и в настоящее время, с некоторыми уточнениями их названий и
содержанием работы. На совещании была
проведена двухсторонняя оперативно-стратегическая игра на картах. Группу
руководства игрой возглавлял С.К. Тимошенко. Можно сделать вывод, что
политическое и военное руководство государства готовило страну к возможной
войне с немецкой армией, так как Германия оккупировала 9 стран Европы, к
отражению агрессии на Западе и Востоке, поскольку Япония с 1937 г. вела войну
с Китаем и захватила Восточный Китай. Вызывает сожаление, что
были устранены от руководства Красной Армией талантливые полководцы А.И.
Егоров, М.Н.Тухачевский и другие и то, что Генеральный штаб не успел издать
Наставление по оперативной подготовке руководящего состава армии, освещающее
подготовку и ведение стратегических операций и управление войсками в ходе
боевых операций. С сожалением надо
отметить, что в предвоенный и начальный период войны в руководстве
Генерального штаба была четырежды произведена замена начальника: до конца
1940 г. начальником ГШ был маршал Б.М. Шапошников, с декабря – генерал армии
К.А. Мерецков, с февраля 1941 г. – генерал армии Г.К. Жуков, с июля 1941 г. –
снова Б.М. Шапошников. Трудно понять, кому и зачем нужна была такая карусель
перед началом войны. Но с уверенностью можно сказать, что это было на руку
только тем, кто хотел нарушить управление Вооружёнными Силами, особенно в
начальном этапе войны. Подобного в руководстве страной и Вооружёнными Силами
допускать нельзя, это преступно. Руководство страной обязано обеспечить
стабильность работы Генерального штаба, его сотрудников, являющихся крупными
специалистами своей особой работы. Можно обратить внимание на
стабильность работы Генерального штаба России. В России Генеральный штаб как
высокий орган военного управления сформировался при военном министре Д.А.
Милютине (1861–91). Он обосновал и создал организационную структуру войск,
так называемую троичную: три отделения – взвод, три взвода – рота, три роты –
батальон, три батальона – полк, три полка – дивизия, три дивизии – корпус.
Корпуса входили в состав армий. В первую мировую войну армии объединялись во
фронтовые стратегические объединения. С этой организацией Российская армия
провоевала русско-японскую и первую мировую войны. Советские Вооружённые Силы
в основе своей имеют эту же организацию стрелковых (моторизованных)
соединений армии и объединений Сухопутных войск, только в состав дивизий
включены танки, артиллерия, противотанковые, зенитные части, ракетные и
другие. Эта организационная система войск проста, легко управляема и
устойчива, объединяет формирование корпусов и армий в короткие сроки. Она
может быть основой организации вооружённых сил в сложной обстановке, в мирное
и военное время. С этой организационной структурой Красная Армия вступила в
Великую Отечественную войну и одержала всемирно-исторического значения
победу, разгромив немецко-фашистскую армию, её организационную структуру
руководства вооружёнными силами. В связи с этим необходимо обратить внимание
на работу генеральных штабов армий противника и наших союзников. Немецкий генеральный штаб
был основным организатором захватнических войн. В фашистской Германии к
началу второй мировой войны и в ходе её имелась сложная система высших
органов стратегического руководства. Она включала в себя штаб верховного
командования вооружёнными силами, штаб оперативного руководства (фактически штаб
сухопутных войск), который подчинялся лично Гитлеру, штаб авиации и штаб
руководства морской войной. Наличие многих самостоятельных органов приводило
к их разногласию и снижало единство руководства вооружёнными силами. Это –
одна из главных причин поражения Германии. В США и Великобритании во второй мировой войне высшими органами по
руководству вооружёнными силами являлись комитеты начальников штабов,
практически выполнявшие функции генерального штаба. Во Франции роль высшего
органа военного управления выполнял штаб вооружённых сил, подчинённый
министру обороны. Так было организовано
руководство вооружёнными силами в иностранных государствах. В ФРГ функции генерального
штаба выполняет входящий в министерство обороны главный штаб вооружённых сил,
которому подчиняются главные штабы сухопутных войск, ВВС и ВМС. Необходимо отметить, что в
СССР тенденция сосредоточения политического и военного руководства страной в
единой организации правительственной структуры оправдала себя, особенно в
начале и в ходе войны, а также обеспечила сотрудничество с армиями США и
Великобритании в ходе войны. Для сравнения руководства
армиями в иностранных государствах целесообразно раскрыть содержание
политического и военного руководства страной и вооружёнными силами Советского
Союза в начале войны. Политическое и военное руководство страной в начале
войны определялось внезапностью её развязывания на всей территории вдоль
западной границы от Баренцева до Чёрного моря, отсутствием достаточно
подготовленных оперативных объединений, способных вести сражения в
приграничной зоне с ударными группировками танковых и моторизованных войск
противника, поддерживаемых авиацией. Противник превосходил войска
Прибалтийского, Западного и Киевского особых военных округов в 3–4 и более
раза, поэтому он имел успех на Ленинградском, Московском и Киевском
стратегических направлениях, вклинился на территорию Советского Союза за
первые двадцать дней на глубину от 300 до 600 км. Генеральный штаб не получал
исчерпывающих данных о положении ведущих бои войск, командующие фронтами,
дивизиями и армиями не имели связи с войсками. В этих, крайне сложных
условиях военной обстановки начального периода войны коммунистическая партия
и правительство Советского Союза успешно организовали политическое и военное
руководство страной и вооружёнными силами. Было принято решение для
руководства военными действиями Красной Армии создать Ставку Главного
командования. Она была сформирована 23 июня под председательством маршала
С.К. Тимошенко. В этот же день была объявлена мобилизация военнообязанных
1905–18 годов рождения, и уже к 1 июля в вооружённые силы было призвано более
5 млн. человек и сформировано дополнительно 96 соединений. В этой сложной обстановке проявил спокойствие руководитель
коммунистической партии и советского государства И.В. Сталин. Он никого не
обвинял, он понимал, где и когда были допущены ошибки при подготовке страны и
армии к ведению войны против Германии. Он знал, что было сделано много для
защиты Советского Союза, но не хватило времени довести до конца все задуманные
мероприятия. Настало время это исправить в крайне сложных условиях начавшейся
войны. Он это взял на себя. Была принята директива
Совнаркома Союза СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. по всеобъемлющей
программе превращения страны в единый боевой лагерь. 30 июня был образован
Государственный Комитет Обороны – чрезвычайный орган, в руках которого
сосредоточивалась вся полнота власти по политическому и военному руководству
страной во главе с И.В. Сталиным. Решением ГКО 1 июля были
созданы промежуточные органы стратегического руководства на Ленинградском,
Московском и Киевском направлениях во главе с К.Е. Ворошиловым, С.К.
Тимошенко и С.М. Будённым. Они не выполнили возложенных на них обязанностей и
были расформированы. Управление войсками стали осуществлять командующие
фронтами. 10 июля Ставка Главного
Командования Вооружёнными Силами была преобразована в Ставку Верховного
командования под председательством И.В. Сталина. В её состав вошёл Г.Г.
Жуков, который был в её составе до конца войны. 19 июля И.В. Сталин был назначен народным комиссаром обороны СССР, а
8 августа – Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР. Ставка
Верховного командования переименовывается в Ставку Верховного
Главнокомандования. Можно сделать вывод, в
каких сложных условиях военной обстановки рождались органы политического и
военного управления страной и Вооружёнными Силами. Необходимо отметить, что
И.В. Сталин, правительство и ЦК ВКП(б) не растерялись, не потеряли нити
управления страной и Вооружёнными Силами в начале войны. С созданием ГКО
политическое и военное руководство страной и вооружёнными силами
сосредоточилось в едином органе. Это – то преимущество, которое обеспечило
победу всемирного значения над раздробленностью управления страной и армией
Германии, полным разгромом её вооруженных сил и привело в конечном итоге к
капитуляции. ГКО обеспечило прохладное взаимодействие с союзническими
государствами – США и Англией – в начале войны. Самая главная роль ГКО как
органа политического и военного руководства заключается в обеспечении
перебазирования промышленных предприятий с запада на восток, организации там
производства оружия и боевой техники в большем количестве, чем у Германии и
её сателлитов. Экономика социалистическая победила экономику
капиталистическую, что обеспечило победу над фашистской Германией в начальный
период войны и проведение наступательных стратегических операций в ходе
войны. Ставка ВГК осуществляла
свою деятельность на основе ленинского принципа единства политического и
военного руководства вооружённой борьбой и добилась важных результатов. На Ленинградском
направлении наступление противника было задержано в районе г. Острова, где
вели ожесточённые бои 24-я дивизия МВД, 28-я танковая дивизия и 111-я
стрелковая дивизия, под Лугой – 177-я и 235-я стрелковые дивизии и 1-я
дивизия Народного ополчения. Они остановили удар 4-й танковой группы немцев
по Ленинграду по кратчайшему пути на месяц. Противник вынужден был провести
перегруппировку и наносить удар по Ленинграду в обход Лужского
оборонительного рубежа, откинув миф "молниеносной войны". Но
Ленинград был блокирован с 8 сентября 1941 г. На Московском направлении
вели бои в окружении воины Брестской крепости, в районе Минска, в Смоленском сражении,
в районе Вязьмы, тем самым останавливали там наступление противника и
вынуждали его переходить к обороне и проводить перегруппировки войск. Советское командование
выиграло время для подготовки обороны Москвы и провело важные мероприятия по
подготовке и выдвижению резервов. С этой целью в августе 1941 г. была
проведена мобилизация граждан. Это позволило укомплектовать дивизии,
участвующие в боях, создать резервы, увеличить количество армий более чем в
три раза и управлений фронтов в два раза и создать оборонительные рубежи на
подступах к Москве. На Киевском направлении
войска вели сражения в сложной обстановке, будучи в окружении, и удерживали
столицу Украины 71 день и только по приказу Ставки оставили её 19 сентября. С
10 по 20 сентября противник потерпел поражение в ряде операций и не смог
выполнить идею "молниеносной войны". На южном стратегическом
направлении вели бои в Одессе в течение двух месяцев Приморская армия и
моряки Черноморского флота. С 5 августа по 16 октября удерживали Одессу. Были
отбиты все атаки врага, группировка войск по приказу Ставки эвакуировалась в
Севастополь, где вела бои с противником до июля 1942 г. В этой сложной оперативно-стратегической обстановке ведения войны от
Баренцева до Чёрного морей политическое и военное руководство страны
оперативно управляло вооружёнными силами на западе и производством вооружения
на востоке. Особое место занимает
политическое и военное руководство в сражении за Москву в начальный период
войны. Ставка ВГК приняла все меры, чтобы защитить Москву. Было оборудовано
три рубежа обороны Москвы, сосредоточено до тысячи самолётов для отражения
ударов с воздуха авиации противника. В начале октября 1941 г.
И.В. Сталин отозвал из Ленинграда Г.К. Жукова в Москву для принятия мер по
обороне столицы. Г.К. Жуков, уезжая из Ленинграда, оставил генерала И.И.
Федюнинского командовать Ленинградским фронтом. И.И. Федюнинский командовал
фронтом с 10 по 26 октября и доложил И.В. Сталину, что командовать фронтом не
может и просит назначить его командующим армией. Его просьба была выполнена.
В этом случае И.В. Сталин поступил как полководец и человек, обладающий
разумной волей. Необходимо отметить особые
заслуги командующего Западным фронтом Г.К. Жукова, командармов В.Л. Говорова,
К.К. Рокоссовского, командиров дивизий И.В. Панфилова, А.П. Белобородова,
танковых бригад М.Е. Катукова, П.А. Ротмистрова и других героев защитников
Москвы. И.В. Сталин восхищался безграничным героизмом солдат, офицеров,
воинов народного ополчения, партизан и всех граждан, преданно защищавших Москву.
Он знал всех руководителей партийной организации Москвы, работал с ними
каждый день. Особо относился к Г.К. Жукову и В.Д. Соколовскому. Он
разговаривал с командиром танковой бригады М.Е. Катуковым, как лучше её
применить при обороне Москвы, с командиром 65-й стрелковой дивизии
полковником П.К. Кошевым при овладении Тихвином. Это всё было в одни и те же
дни ведения войны. Вёл разговор с руководством Москвы и с генералом
Артемьевым на заседании о проведении парада на Красной площади 6 ноября. Он
три раза задавал вопрос, ответа не получал. Когда И.В. Сталин повторил
вопрос, генерал П.А. Артемьев ответил, что нет артиллерии и танков. Сталин
ответил: "Найдём". Он обладал душой доброго человека и был
гениальным полководцем, его победы над фашизмом будут изучать в веках и
тысячелетиях. Политическое и военное
руководство страной перед войной осуществляли ЦК ВКП(б), Совет Министров и
Генеральный штаб. ГКО и Ставка ВГК, созданные в начале войны, во главе с И.В.
Сталиным объединили в политическое единство руководство страной и
Вооружёнными Силами. Это стало залогом побед на войне. |
ã Фонд гражданских
инициатив Ò, МО МОИП,
1993-2016
ã Маленков С.К.,
член Союза славянских журналистов
и поставить его на Ваш сайт \ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей! \
Ссылка на сайт,
автора книги и идей, публикуемые на сайте издания при цитировании или
перепечатке –
обязательна. Коммерческое переиздание без
согласования с автором и редакцией – запрещается.
Ждём
отзывов международных правозащитных организаций, юристов, политиков,
руководителей стран и парламентов,
влиятельных
и простых людей.
Наш адрес: 123458, Москва,
ул. Твардовского 13-2-169, тел. 8-925 537-28-07 \ 8-926-294-00-31
\ Skype:
uniqum53
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение: Почтовые адреса
даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.
Использование адресов
электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного
мусора будет наказываться.
Обновление:
01-07-2016fog