Полковник Г.В. Малиновский,
кандидат философских наук, доцент
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ
Вероломное нападение
фашистской Германии на Советский Союз поставило Красную Армию в очень тяжёлое
положение. И всё же нашим Вооружённым Силам удалось сорвать план гитлеровцев
на ведение "молниеносной войны" и после неудачных приграничных
сражений перейти к стратегической обороне по всему фронту. Этому в
определённой мере способствовали проводимые в Красной Армии мероприятия по
подготовке к надвигающейся войне. Рассматриваются основные направления этой
подготовки инженерных войск, имея в виду, что они характерны и для других
родов войск нашей армии с учётом известной их специфики. Каковы эти
направления? - Разработка научной основы подготовки
инженерных войск к войне, т.е. развитие теории инженерного обеспечения боевых
действий и боевого применения инженерных войск. - Улучшение имевшихся и разработка новых
средств инженерного вооружения. - Расширение подготовки командных кадров
инженерных войск. - Перестройка системы боевой подготовки
и воспитания личного состава инженерных войск. - Военно-инженерная подготовка Западного
театра военных действий. В условиях надвигавшейся
военной опасности советское государство предпринимает крупные меры по
укреплению обороноспособности нашей страны и повышению боеготовности Красной
Армии. В апреле 1940 г. состоялось заседание Главного Военного Совета,
наметившее пути большой организационно-технической реорганизации Вооружённых
Сил, которую планировалось завершить в 1942 г. Обобщение опыта военных
действий у о. Хасан, на р. Халхин-Гол и особенно в советско-финляндской
войне, а также начавшейся второй мировой войне оказало большое влияние на
развитие советской военно-теоретической мысли и подготовку в соответствии с
её рекомендациями Красной Армии, включая инженерные войска. На базе этого
опыта получила дальнейшее развитие теория инженерного обеспечения боевых
действий и боевого применения инженерных войск. Был определён комплекс
задач инженерного обеспечения оборонительных и наступательных действий войск,
разработаны способы их выполнения применительно к требованиям глубокой
операции и боя. При подготовке в
инженерном отношении позиционной обороны усиливалось внимание к оборудованию
предполья, насыщению его различными заграждениями с целью изматывать силы
противника. Особый упор делался на оснащение обороны разнообразными
сооружениями полевой фортификации (в том числе монолитными бетонными,
сборными из блоков, лёгкими броневыми и т.п.), увеличение глубины
минно-взрывных заграждений. Был уточнён ряд вопросов долговременной
фортификации. При инженерном обеспечении
наступательного боя возрастали требования к оборудованию исходного плацдарма
и оказанию помощи войскам, в первую очередь, танкам и артиллерии, в их
продвижении вперёд. Было разработано положение о создании штурмовых групп с
включением в их состав сапёров для борьбы с долговременными сооружениями
противника. Важное значение придавалось разведке, быстрому преодолению
заграждений, особенно минно-взрывных, вопросам маскировки, водоснабжения.
Выработаны конкретные рекомендации по выполнению отдельных инженерных задач с
учётом планируемой организационно-штатной структуры войск и намеченного
оснащения их новой техникой. Эти и другие теоретические
разработки и рекомендации были положены в основу организационного
строительства и боевой подготовки инженерных войск. В 1940–1941 г.г. совершенствуется
организационная структура инженерных войск Красной Армии. В июле 1940 г.
Главный Военный Совет принял постановление о развёртывании Военно-инженерного
управления РККА в Главное военно-инженерное управление (ГВИУ) РККА в составе
трёх управлений: военно-инженерной подготовки, оборонительного строительства,
инженерного вооружения и заказов, а также технического совета как
совещательного органа (в марте 1941 г. управление оборонительного
строительства было выведено из ГВИУ и подчинено непосредственно заместителю
наркома обороны маршалу Б.М. Шапошникову, руководившему военно-инженерной
подготовкой Западного театра военных действий). Начальником ГВИУ был назначен
комбриг А.Ф. Хренов, а в марте 1941 г. его сменил генерал-майор инженерных
войск Л.З. Котляр. В приграничных округах были развёрнуты военно-инженерные
управления в составе отделов: инженерного, оборонительного строительства и
снабжения. В армиях имелся инженерный отдел, в корпусах и дивизиях –
корпусной (дивизионный) инженер, а в полках – начальник инженерной службы. Инженерные войска Красной
Армии в то время состояли из войсковых сапёрных, инженерных, понтонных частей
и подразделений (они входили в состав соединений и частей родов Сухопутных
войск), армейских инженерных и понтонно-мостовых частей резерва Главного
командования. Численность всех формирований инженерных войск тогда была
признана недостаточной, а поэтому приняты меры к увеличению штатов частей и
подразделений, созданию новых формирований и совершенствованию их
организации. В результате проводимых
мероприятий инженерные войска войскового звена получили следующую структуру.
Стрелковая дивизия имела отдельный сапёрный батальон, стрелковый полк –
сапёрную роту, артиллерийский полк дивизии – отделение водоснабжения, а в
разведывательном батальоне было сапёрно-переправочное отделение.
Горно-стрелковая дивизия имела отдельный сапёрный батальон, а в её полках –
по сапёрной роте. В стрелковом корпусе в военное время должен быть усиленный
отдельный сапёрный батальон. В состав механизированных корпусов, формирование
которых началось в 1940 г., вводился отдельный моторизованный инженерный
батальон; в танковой дивизии был отдельный понтонный батальон, а в танковых и
мотострелковых полках этой дивизии – по сапёрной роте. Механизированная
дивизия должна была иметь отдельный лёгкий инженерный батальон, а в её
мотострелковых и артиллерийских полках – по сапёрному взводу. В отдельную
танковую бригаду вводилась сапёрная рота, а в моторизованную бригаду –
сапёрный взвод. В артиллерийских полках намечалось иметь по сапёрному взводу;
в артиллерийской противотанковой бригаде, создавать которые начали с весны
1941 г., – отдельный минно-сапёрный батальон. Воздушно-десантная бригада
имела сапёрно-подрывную роту, а её парашютно-десантные батальоны – по такому
же взводу. Таким образом, в
соединениях и частях всех родов войск предусматривалось иметь сапёрные и
инженерные части. Достаточно многочисленные (например, в стрелковой дивизии
общее количество сапёров вместе с полковыми составляло 4,1 процента всего
личного состава дивизии) и хорошо технически оснащённые они могли обеспечить
самостоятельность этих соединений и частей в инженерном отношении. В апреле
1941 г. для стрелковых войск ввели штат военного времени. Но к началу войны
сапёрные, инженерные и понтонные части в приграничных округах, несмотря на
пополнение их личным составом из запаса, всё же имели большой некомплект. Одновременно принимались
меры по увеличению инженерных частей армейского звена и РГК. В комплект
инженерных частей общевойсковой армии военного времени включили отдельный
инженерный батальон и моторизованный понтонно-мостовой батальон; отдельные
роты: гидротехническую, полевого водоснабжения, маскировочную и
электротехническую; отряд глубокого бурения, резервный понтонно-мостовой парк
Н2П, запасной инженерный полк и запасную роту техники особой секретности.
Такой комплект был рассчитан на обеспечение армейской операции штатными
инженерными частями армии. Лишь при действии на главном направлении фронта ей
могло потребоваться усиление инженерными частями РГК. И всё же ГВИУ считало, что
этот комплект инженерных и понтонных частей недостаточен для обеспечения
боевых действий объединений. По его предложению в январе 1941 г. НКО утвердил
штаты частей, развёртываемых по мобилизационному плану для усиления фронтов и
армий: отдельного моторизованного батальона, отдельного дорожно-мостового
батальона, отдельного моторизованного батальона заграждений, отдельного
маскировочного батальона, тяжёлого понтонно-мостового полка, парка средств
механизации инженерно-строительных работ, взвода техники особой секретности.
Для создания базы их мобилизационного развёртывания предполагалось вместо
имевшихся окружных инженерных и понтонно-мостовых батальонов сформировать
инженерные и понтонно-мостовые полки РГК, которые и были созданы в
феврале–апреле 1941 г. В мирное время эти полки должны были готовить хорошо
обученные и сколоченные батальоны и роты армейского подчинения. Всего к началу войны в
Красной Армии было 18 инженерных 16 понтонно-мостовых полков РГК, переданных
в подчинение военных округов, и 20 батальонов (8 инженерных, 2
мото-инженерных, 8 сапёрных и 2 понтонно-мостовых). Большинство этих частей
находились в западных приграничных округах: 10 инженерных и 10
понтонно-мостовых полков, 9 батальонов (в том числе в Ленинградском округе 3
полка и 4 батальона, в Прибалтийском – 3 полка и 1 батальон, в Западном – 5
полков и 1 батальон, в Киевском – 7 полков, в Одесском округе – 2 полка и 3
батальона). На Дальневосточном фронте (образованном в 1938 г.) было 7 полков
и 4 батальона, а в Забайкальском округе – 2 полка и 2 батальона. Остальные
инженерные части дислоцировались во внутренних округах. В войсковом звене инженерных частей числилось примерно 385 корпусных
и дивизионных сапёрных, инженерных и понтонных батальонов (эскадронов). В
некоторых источниках указано 398 войсковых батальонов (эскадронов). Но это
число соответствует общему количеству стрелковых, механизированных, танковых
и кавалерийских дивизий и корпусов, входивших в боевой состав Красной Армии
на 22 июня 1941 г. При этом не учтено, что в кавалерийских корпусах не было
сапёрных эскадронов и около десятка перечисленных дивизий не имели штатных
сапёрных частей. Необходимо также иметь в виду, что из общего количества
войсковых батальонов все 160 дивизионных и корпусных батальонов приграничных
округов и 41 батальон из внутренних округов с апреля 1941 г. находились на
строительстве укрепрайонов на западной границе. Таким образом, мы видим,
что в 1940–1941 г.г. проводилась большая работа по перестройке инженерных
частей, направленная на увеличение их количества, совершенствование их
организации, на подготовку базы для мобилизационного развёртывания армейских
и РГК частей различного назначения. Основной организационной единицей
инженерных войск на время войны считался батальон. Однако развернувшиеся
боевые действия потребовали формировать не только бригады различного
назначения, но и сапёрные армии. Одновременно с развитием
организационной структуры инженерных войск большое внимание уделялось совершенствованию
имевшихся и разработке новых средств инженерного вооружения, прежде всего
для устройства заграждений, проделывания в них проходов, ведения разведки,
преодоления водных преград. Войска получили новые противотанковые мины ТМ-35,
ТМ-35М, ТМД-40; прошли успешное испытание фугасы тактического (ФТД) и
оперативного (Ф-1О) назначения, управляемые по радио. Поступил на вооружение
первый индукционный миноискатель для обнаружения металлических
противотанковых мин, интенсивно велись экспериментальные работы по созданию
каткового минного трала, но к началу войны не удалось завершить его
разработку. В войска поступили новые переправочные парки Н2П и НЛП, десантные
надувные лодки ЛГ-12 и складные лодки ДСЛ, был принят на вооружение тяжёлый
парк СП-19. Созданы новые средства механизации оборонительных, дорожных,
мостостроительных, лесозаготовительских работ, полевого водоснабжения. И всё же средств
инженерного вооружения не хватало. Несмотря на форсированное развитие
оборонной промышленности, она не успевала выполнять заказы. Многие наиболее
совершенные образцы инженерного вооружения не были ещё поставлены на серийное
производство. В результате к началу войны обеспеченность инженерных войск
парками Н2П составляла 53 процента, парками НЛП – 48 процентов, электростанциями
– 36 процентов, грейдерами – 35 процентов и т.п. Была острая нехватка средств
минирования, а также транспортных средств, что снижало маневренные
возможности инженерных частей. Всё это обусловило серьёзные трудности в
инженерном обеспечении боевых действий, которые вскоре пришлось вести Красной
Армии. Создание новых инженерных
формирований, введение расширенных их штатов и поступление в войска более
совершенных средств инженерного вооружения значительно увеличили потребность
в командном составе. И тогда принимаются меры к форсированной подготовке
командных кадров. В военно-инженерной академии открывают новый факультет
– инженерного вооружения, а также маскировочное и аэродромное отделения,
расширяется подготовка на курсах усовершенствования старшего комсостава.
Дополнительно к имевшимся Московскому, Ленинградскому и Мичуринскому
военно-инженерным училищам в 1940–1941 г.г. развёртывают ещё три училища:
Черниговское, Борисовское и Златоустовское. Создаются курсы младших
лейтенантов, начался призыв командиров запаса. Для подготовки младших
командиров в инженерных частях войскового и окружного подчинения организуются
учебные подразделения. И всё же командных кадров
не хватало. К началу войны некомплект среднего комсостава в инженерных частях
доходил до 40–60 процентов, а большая часть комсостава, призванного из
запаса, вообще не успела пройти переподготовку. Что же касается боевой
подготовки частей и подразделений инженерных войск, то она велась с
учётом опыта, полученного в боевых действиях на Дальнем Востоке и в
советско-финляндской войне. Учитывался также характер боевых действий армий
капиталистических государств в уже шедшей второй мировой войне. Полученные
личным составом знания и навыки инженерного обеспечения действий частей и
соединений различных родов войск закреплялись на командно-штабных играх и
войсковых учениях. Но в целом подготовка самих инженерных войск, особенно их
специальная выучка, вызывала большую озабоченность командования. Это было
связано, прежде всего, с тем, что значительная часть войск приграничных
округов состояла из вновь призванных контингентов, которые не успели получить
достаточную учебную практику, в том числе специальную. Главной же причиной
слабой подготовки был продолжительный отрыв всех дивизионных и корпусных
сапёрных и инженерных батальонов приграничных округов и частично из
внутренних округов на строительство укрепрайонов. Генерал-инспектор
инженерных войск генерал-майор М.П. Воробьёв докладывал наркому обороны, что
инженерные и сапёрные батальоны за летний период 1940 года программой боевой
подготовки не овладели, и поэтому предлагал в дальнейшем привлекать
инженерные части на оборонительное строительство не более двух месяцев в
году. Однако обстановка не позволяла сделать это. Ныне в так называемых
"демократических" средствах массовой информации с подачи наших
недругов муссируется тезис о, якобы, подготовке Советского Союза к
"нападению на Германию". Убедительным опровержением этого вымысла
является оборонительный характер военно-инженерной подготовки Западного
театра военных действий. С лета 1940 г. на новой границе началось
сооружение 11 новых укрепрайонов (Кексгольмского, Выборгского, Тельшайского,
Шауляйского, Каунасского, Гродненского, Брестского, Владимир-Волынского,
Струмиловского, Рава-Русского, Перемышльского), а в 1941 г. приступили к
строительству ещё 10 укрепрайонов (Сортовальского, на полуострове Ханко,
Алитусского, Осовецкого, Замбровского, Ковельского, Верхне-Прутского,
Дунайского, Одесского). На их сооружении были сосредоточены все органы
оборонительного строительства (23 управления начальника строительства) и
строительные части (84 военно-строительных батальона, 25 отдельных
строительных рот и 17 автомобильных батальонов), а также привлечены 201
сапёрный и инженерный батальон из всех приграничных и ряда внутренних
округов. Кроме них на строительстве было 18 тысяч вольнонаёмных рабочих. Как видим, сил на
строительство было привлечено много, но из-за огромного объёма работ
промышленность не успевала в сжатые сроки обеспечить возводимые укрепрайоны всем
необходимым, в том числе артиллерией. Наряду со строительством
долговременных сооружений, которые должны были защищать постоянные гарнизоны,
силами стрелковых частей в предполье и между укрепрайонами создавались
различные укрепления для полевых войск (батальонные районы обороны, ротные
опорные пункты). Укрепрайоны на старой границе были законсервированы, их
вооружение хранилось на складах. Эти укрепрайоны намечалось использовать, как
оперативный рубеж обороны, но привести их в боеготовность своевременно не
успели. К началу войны не удалось
завершить намеченный комплекс мероприятий по военно-инженерной подготовке
Западного ТВД. Из планируемых 4 000 железобетонных огневых сооружений успели
построить только 1 200 (то есть 30 процентов), из которых лишь 575 были
приведены в полную боевую готовность. К тому же, постоянные гарнизоны
укрепрайонов были укомплектованы командным составом лишь на треть их штатной
численности, а рядовым составом – меньше половины. В целом же западная
граница СССР была прикрыта укрепрайонами только на 17 процентов: на 300 км из
планируемых для прикрытия 1 780 км границы. Между прочим, начальник
ГВИУ комбриг А.Ф. Хренов предлагал строить в 1940–1941 гг. полевые укрепления
с включением в них модернизированных старых фортовых крепостей и созданием
между ними системы оперативных заграждений, а затем, в 1941–1942 г.г.,
усилить полевые укрепрайоны долговременными железобетонными и бронированными
сооружениями. "Начальник Генштаба маршал Шапошников это одобрял, –
рассказывает сын комбрига Б.А. Хренов. – Но в начале 1941-го его сменил
генерал армии Жуков. Аркадий Фёдорович был приглашён выступить на заседании
Политбюро с докладом о концепции инженерной обороны. Там же присутствовал и
Жуков, который сказал, что, мол, Хренов считает, что война будет
оборонительной, а это не наша точка зрения. Война будет наступательной.
Поэтому эта концепция никуда не годится, а раз он носитель этой концепции, то
его нужно снимать". И в марте 1941 г. А.Ф. Хренова освободили от
должности начальника ГВИУ и назначили начальником военно-инженерного
управления Московского военного округа. События первых месяцев войны, к
сожалению, убедительно доказали правоту бывшего начальника ГВИУ Красной
Армии. Краткий обзор последних
предвоенных лет показывает, что инженерные войска готовились к надвигающейся
войне с фашистской Германией. Но многие мероприятия, намеченные руководством
государства и командованием Красной Армии, не удалось реализовать из-за
отсутствия необходимого времени и недостаточного военно-экономического
потенциала страны. Поэтому не успели завершить реорганизацию и перевооружение
инженерных войск, ощущался недостаток командных кадров и инженерного
вооружения, необходимых для развёртывания инженерных частей по
мобилизационному плану. Всё это привело к большим трудностям инженерного
обеспечения наших войск в начальный период войны, которые усугублялись
незавершённостью военно-инженерной подготовки театра военных действий первых
сражений войны. Были также и запоздало принятые решения. И всё же проведённые в
инженерных войсках мероприятия создали предпосылки к тому, что уже в
летне-осенней кампании 1941 г. они смогли внести должный вклад в срыв Красной
Армией гитлеровского плана молниеносной войны. Внезапное нападение
фашистской Германии на нашу страну поставило инженерные войска в чрезвычайно
тяжёлое положение. Сапёрные батальоны стрелковых дивизий и корпусов, ряд
частей армейского и фронтового подчинения, все управления начальника
строительства с военно-строительными частями, занятые на сооружении
укрепрайонов, попали под первые удары агрессора, понести большие потери в
людях и технике и организованно отойти не смогли. И поэтому большинство
стрелковых соединений воевали без своих штатных сапёрных частей. Инженерные и
понтонно-мостовые полки в соответствии с мобилизационным планом начали
развёртывание новых частей. В действующей армии к концу июня было всего 19
армейских и фронтовых батальонов, в том числе на Северном фронте – 5,
Северо-Западном – 2, Западном – 1, Южном – 4, а на Юго-Западном фронте таких
батальонов не было. К тому из 16 армий этих фронтов 10 не имели в своём
подчинении ни одной инженерной части. Значительная часть инженерных складов
оказалась на территории, занятой противником, что усугубило положение со
снабжением действующих войск. Занятие противником западных районов страны не
позволило провести там мобилизационные мероприятия. В этих условиях
первоочередной задачей ГВИУ и инженерных управлений фронтов и округов стало
развёртывание новых инженерных частей для действующей армии и восстановление
сапёрных батальонов в дивизиях и корпусах. По ходатайству начальника ГВИУ от
30 июня 1941 г. НКО разрешил срочно сформировать сверх мобилизационного плана
100 дивизионных и корпусных сапёрных батальонов. К 10 августа на базе 32
полков были развёрнуты инженерные и понтонно-мостовые батальоны, отдельные
специализированные роты (осталось 2 тяжёлых мостовых полка на Дальневосточном
фронте). В военных округах шло форсированное формирование инженерных частей
за счёт мобилизации военнообязанных. Одновременно пришлось сокращать штаты
частей войскового звена (например, численность личного состава сапёрного
батальона стрелковой дивизии была сокращена на 20 процентов). Основное
внимание в организационном строительстве инженерных войск было обращено на
укрепление их фронтового звена и РГК, чтобы иметь возможности усиления армий
и фронтов на угрожаемых направлениях. В результате войсковое звено инженерных
войск вскоре было восстановлено, несмотря на увеличение количества стрелковых
дивизий почти в два раза (корпусные структуры тогда упразднялись). В конце
августа в действующей армии было 225 стрелковых дивизий и 130 различных
батальонов фронтового, армейского подчинения и РВГК (см. таблицу). Таблица Боевой состав инженерных
войск Красной Армии (июнь–сентябрь
1941 г.)
В связи с незавершённостью
строительства всей системы укрепрайонов и неукомплектованностью их гарнизонов
они не выполнили того предназначения, которое им отводилось в планах прикрытия
границы. Только в некоторых из них воины смогли оказать упорное сопротивление
противнику и задержать его продвижение. Так, в Рава-Русском укрепрайоне его
гарнизон совместно с подошедшими полевыми войсками в течение пяти суток
отражал атаки трёх пехотных и части сил трёх танковых немецких дивизий. Семь
суток сдерживали врага гарнизон Перемышльского укрепрайона и подоспевшая в
ходе боя стрелковая дивизия. Что же касается
укрепрайонов на старой границе, то те из них, которые были своевременно
заняты для обороны войсками, сыграли свою роль и помогли задержать
продвижение противника. Так, наши войска, опираясь на Минский, Себежский и
Полоцкий укрепрайоны, до четырёх дней сдерживали наступление 22 немецких
дивизий. Важную роль сыграли Карельский, Кингисеппский, Киевский, Рыбницкий,
Тираспольский и ряд других укрепрайонов, сковавшие значительные силы
наступавшего противника. Эти примеры свидетельствуют, что боеспособные
укрепрайоны являлись серьёзной преградой для наступавших немецких войск. В связи с вынужденным
отходом наших войск одной из трёх главных задач инженерного обеспечения их
боевых действий было строительство оборонительных рубежей. В оперативном тылу
эти рубежи возводили армейские и фронтовые управления военно-полевого
строительства (преобразованные в июле из управлений начальника строительства
и вновь сформированные). Тогда же началось создание оборонительных рубежей
стратегического назначения. Уже 24 июня ГКО принимает
решение о строительстве такого рубежа по реке Луга, 25 июня – вдоль линии
городов Новель, Витебск, Гомель, Чернигов, р. Днепр; 28 июня – по линии
Осташков, Оленино, Дорогобуж, Ельня, р. Десна до Брянска. В середине июля
началось строительство Ржевско-Вяземского оборонительного рубежа и Можайской
линии обороны. Сооружаются и другие стратегические рубежи. Возведение их в
стратегическом тылу было возложено на Главное управление гидростроительства
НКВД, реорганизованное в сентябре в Главное управление оборонительных работ
НКВД. К сооружению этих рубежей привлекли многие строительные организации
Наркомстроя СССР, Наркомата угольной промышленности и других ведомств, а
также мобилизованное местное население. 13 октября ГКО принял решение о
строительстве государственных оборонительных рубежей в глубоком тылу страны и
формировании для этого сапёрных армий, на которые также возложили подготовку
боевых инженерных частей для фронта. В связи с быстрым
продвижением ударных частей немецкой армии возводимые оборонительные рубежи
не успевали полностью оборудовать и многие рубежи, которые начинали строить
как стратегические, вскоре становились передним краем обороны фронтов. Особое место в системе инженерного обеспечения оборонительных
операций занимало устройство заграждений и разрушений на путях наступления
противника. Однако нехватка противотанковых мин и взрывчатых веществ, а также
недостаточное количество сапёрных частей и подразделений не позволяли надёжно
прикрыть отход наших войск заграждениями. Для срочной помощи войскам ГВИУ в конце
июня создаёт три нештатные оперативно-инженерные группы заграждений (каждая в
составе двух-трёх батальонов на автомашинах с запасом противотанковых мин и
взрывчатых веществ). Эти группы действовали на Западном и Северо-Западном
фронтах и на его стыке. Подобные группы заграждений создавались по решению
командования и на других фронтах. Так ход военных действий выявлял
потребность в создании более крупных формирований, чем батальон. Все операции летне-осенней
кампании 1941 г. Красная Армия вела в тяжёлых условиях, когда гитлеровские
войска имели значительное превосходство в силах и средствах, владея
господством в воздухе и инициативой действий на земле. Лишь ценой
беспримерной стойкости советские войска нанесли ударным группировкам врага
большие потери и остановили его на всём фронте. Вместе с частями других родов
войск воины инженерных войск отважно сражались с немецко-фашистскими
захватчиками, проявляя мужество и отвагу. Так, в составе защитников Брестской
крепости были сапёры 33-го инженерного полка. В июле в боях на Ленинградском
направлении группа сапёров 50-го мото-инженерного батальона 1-го
механизированного корпуса во главе с младшим лейтенантом С.Г. Байковым ценой
своей жизни обеспечила отход наших частей через железнодорожный мост на р.
Великая у Пскова, а затем подорвала его, преградив путь фашистским танкам.
Всех шестерых сапёров посмертно наградили орденами Ленина, а их командир был
удостоен звания Героя Советского Союза. Среди первых частей,
удостоенных 18 сентября гвардейского звания за массовый героизм, проявленный
в ходе Смоленского сражения, были 90-й, 278-й, 208-й и 154-й сапёрные
батальоны 1-й, 2-й, 3-й и 4-й гвардейских стрелковых дивизий. О подвиге
одиннадцати воинов сапёрного взвода 1077-го стрелкового полка 316-й
панфиловской дивизии под командованием младшего лейтенанта П.И. Фирстова ныне
напоминает мемориал "Взрыв", установленный на 114 км Волоколамского
шоссе. Сдерживая наступающих гитлеровцев, отважные сапёры уничтожили 7 танков
и более 60 немецких солдат. Все они посмертно были награждены орденами
Ленина. Можно много привести подобных примеров. Так действовали инженерные
войска, сдерживая нашествие немецко-фашистских захватчиков. Ход военных
действий на советско-германском фронте всё более свидетельствовал, что
расчёты фашистского руководства одной кратковременной кампанией выиграть
войну против Советского Союза - недостижимы. Она уже приняла затяжной
характер. Результатом летне-осенней кампании 1941 г. стал срыв гитлеровского
плана "молниеносной войны". 5 декабря началось контрнаступление
Красной Армии под Москвой. И в это внесли свой вклад советские инженерные
войска. Источники: Инженерные войска Советской Армии 1918–1945. М.,
1985. 488 с. Инженерные войска в боях за Советскую Родину. М.,
1970. 424 с. Инженерные войска России. М.Ю 2001. 394 с. ЦАМО. Фонд 69, оп.12111, 12112. Советская военная энциклопедия. Тт.1–8. М.,
1976–1980. Военная энциклопедия. Тт.1–4. М., 1994–1999. Боевой состав Советской Армии. Т.1. М., 1963. 65
с. Красная Звезда. 5 февраля 2000. Перечни № 4, 5, 6, 16, 27 частей и соединений
Советской Армии, входивших в состав действующей армии. |
ã Фонд гражданских
инициатив Ò, МО МОИП,
1993-2016
ã Маленков С.К.,
член Союза славянских журналистов
и поставить его на Ваш сайт \ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей! \
Ссылка на сайт,
автора книги и идей, публикуемые на сайте издания при цитировании или
перепечатке –
обязательна. Коммерческое переиздание без
согласования с автором и редакцией – запрещается.
Ждём
отзывов международных правозащитных организаций, юристов, политиков,
руководителей стран и парламентов,
влиятельных
и простых людей.
Наш адрес: 123458, Москва,
ул. Твардовского 13-2-169, тел. 8-925 537-28-07 \ 8-926-294-00-31
\ Skype:
uniqum53
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение: Почтовые
адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.
Использование адресов
электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного
мусора будет наказываться.
Обновление:
01-07-2016fog