Закон Московской области от 11 декабря 1997 г.
N 67/97-ОЗ
"О туристской деятельности в
Московской области"
(принят
решением Московской областной Думы
от 26 ноября 1997 г. N 6/154)
Глава
I. Общие положения
Глава II.
Компетенция органов государственной власти Московской области и органов
местного самоуправления в сфере туристской деятельности
Глава III. Финансовое и
организационное обеспечение туристской деятельности в Московской области
Глава IV. Туристская
деятельность в Московской области
Глава V. Права и
обязанности туристов в Московской области
Глава VI. Международное
сотрудничество в сфере туризма
Глава VII. Заключительные
положения
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования
Закон
Московской области "О туристской деятельности в Московской
области" (далее - Закон) определяет принципы государственной областной
политики в сфере туризма и регулирует отношения, возникающие при
реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц
без гражданства (далее - граждане) на отдых, свободу передвижения и иных
прав при совершении путешествий, а также устанавливает порядок
рационального использования туристских ресурсов в Московской области.
Статья 2. Законодательство Московской области о туристской
деятельности
Правовую
основу туристской деятельности составляют нормативные
правовые акты Российской Федерации, Устав Московской области, настоящий
Закон и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты
Московской области.
Статья 3. Основные понятия и их определения
В
настоящем Законе используются следующие основные понятия:
- туризм - временные выезды (путешествия) граждан с места жительства
(места пребывания) в оздоровительных, познавательных, профессионально-
деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой
деятельностью в стране (месте) временного пребывания;
- турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в
оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных,
религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период
от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;
- туристские ресурсы - памятники истории и культуры, народные
художественные промыслы, природные, социально-культурные объекты
туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные
потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их
физических сил;
- туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения,
средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств
развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного,
спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих
туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций,
предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков;
- туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации
туристу;
- тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов,
экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги,
предоставляемые в зависимости от целей путешествия;
- туроператорская деятельность - деятельность по формированию,
продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на
основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем (далее - туроператор);
- турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации
туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим
лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
- туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи
туристского продукта;
- туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а
также иная деятельность по организации путешествий;
- субъект туристской деятельности - туроператор, турагент, организация
(индивидуальный предприниматель) туристской индустрии;
- реестр объектов туристской индустрии - перечень (опись) объектов,
расположенных на определенной территории и представляющих интерес с
социально-экономических, исторических, культурных, познавательных,
оздоровительных и иных позиций;
- кадастр туристских ресурсов - систематизированный свод качественных и
количественных сведений и оценок, составляемых периодически или
непрерывно и касающихся земельных, ландшафтных и рекреативных ресурсов,
используемых туристами и рекреантами или
резервируемых для последующего
освоения.
Статья 4. Принципы и цели государственного регулирования
туристской деятельности в Московской области
Признавая
туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей
экономики Московской области, органы государственной власти Московской
области исходят из принципов:
- определения и поддержки приоритетных направлений туристской
деятельности;
- содействия туристской деятельности и создания благоприятных условий
для ее развития, в особенности деятельности субъектов туристской индустрии,
ориентированных на прием туристов в Московской области;
- оказания содействия в повышении роли туризма по формированию
доходной части областного и местных бюджетов, в создании новых рабочих
мест;
- содействия инвестированию средств в развитие туристской индустрии на
территории Московской области;
- обеспечения охраны окружающей природной среды, сохранения
исторического и культурного наследия.
Целями регулирования органами государственной власти Московской
области туристской деятельности являются:
- определение прав и обязанностей юридических и физических лиц в сфере
туристской деятельности;
- сохранение туристских ресурсов;
- разработка и утверждение государственных программ Московской области
по развитию туризма;
- создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
- поддержка и развитие международного сотрудничества Московской
области в сфере туристской деятельности.
Глава II. Компетенция органов
государственной власти Московской областии органов
местного самоуправления в сфере туристской деятельности
Статья 5. Компетенция органов государственной власти
Московской области в сфере туристской
деятельности
Органы
государственной власти Московской области самостоятельно и в
полном объеме регулируют туристскую
деятельность и содействуют развитию
туристской индустрии на территории Московской
области по всем вопросам за
исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в
Московской области в сфере туристской
деятельности
Органы
местного самоуправления регулируют туристскую
деятельность на
территории соответствующих муниципальных образований в соответствии со
своими полномочиями.
Органы местного самоуправления в установленном действующим
законодательством порядке могут быть наделены отдельными
государственными полномочиями органов исполнительной государственной
власти Московской области в сфере туристской
деятельности.
Глава III. Финансовое и
организационное обеспечениетуристской деятельности
в Московской области
Статья 7. Источники финансирования туристской деятельности
финансирование
туристской деятельности в Московской
области может
осуществляться за счет:
- собственных средств юридических и физических лиц, в том числе
иностранных;
- кредитов банков и иных кредитных учреждений;
- средств внебюджетных фондов;
- добровольных пожертвований, субсидий средств, полученных по
завещаниям;
- других, не противоречащих законодательству доходов и поступлений.
Туристские объединения и организации,
граждане имеют право
самостоятельно, в том числе на договорной основе, создавать фонды для
финансирования туристской деятельности.
Организация и деятельность
указанных фондов осуществляются в соответствии с их уставами на основании
действующего законодательства. В качестве учредителей (соучредителей)
указанных фондов могут выступать органы государственной власти
Московской области и органы местного самоуправления в Московской области.
Право туристских организаций и
индивидуальных предпринимателей на
получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от российских и
иностранных юридических и физических лиц, международных организаций не
ограничивается.
Туристские организации независимо от формы
собственности и
индивидуальные предприниматели в сфере туристской
деятельности в
Московской области пользуются льготами по налогам
в соответствии с
федеральным законодательством.
Московская областная Дума и органы местного самоуправления в
Московской области вправе устанавливать дополнительные льготы по налогам,
зачисляемым в областной и соответствующие местные бюджеты, для
туристских организаций, а также
индивидуальных предпринимателей в сфере
туристской деятельности.
Страхование туристов
на случай внезапного заболевания и от несчастных
случаев производится субъектами туристской
деятельности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Страхование иных рисков, связанных с совершением
путешествия, является
добровольным и осуществляется туристами
самостоятельно или по их
поручению субъектами туристской
деятельности.
Субъекты туристской
деятельности обязаны получить соответствующую
лицензию в порядке и на условиях,
определенных нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
Порядок сертификации туристских услуг устанавливается нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Положение
о порядке предоставления и аннулирования лицензий
на
осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха
на территориях национальных парков утверждено постановлением
Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 916
Статья 11. Подготовка и переподготовка кадров для туристской деятельности
Подготовка
и переподготовка кадров для туристской
деятельности
осуществляется в образовательных учреждениях профессионального
образования, реализующих образовательные программы,
ориентированные на
туристскую деятельность, при наличии у
указанных образовательных
учреждений лицензии, государственной
аттестации и аккредитации.
Глава IV. Туристская деятельность в Московской области
Статья 12. Туристские
ресурсы в Московской области
Классификация
и оценка туристских ресурсов в Московской
области, режим
их охраны, порядок сохранения целостности туристских
ресурсов в Московской
области и меры по их восстановлению, порядок использования туристских
ресурсов в Московской области с учетом предельно допустимых нагрузок на
окружающую природную среду определяются законодательством Российской
Федерации и Московской области.
К объектам туристских ресурсов, в отношении
которых осуществляется
защита и поддержка органами государственной власти Российской Федерации и
(или) Московской области, органами местного самоуправления обеспечивается
доступ туристов в соответствии с
законодательством Российской Федерации и
Московской области.
Порядок доступа к объектам туристских
ресурсов разрабатывается
собственником объекта или организацией, в ведении которой он находится, с
учетом принятых ограничительных мер, по согласованию с центральным
органом исполнительной государственной власти Московской области в сфере
туризма.
Статья 13. Права субъектов туристской
деятельности
Субъекты
туристской деятельности на территории
Московской области
обладают правами:
- выбора одного, нескольких или всей совокупности видов туристской
деятельности;
- использования туристских ресурсов
Московской области в пределах
установленных нормативов.
Статья 14. Обязанности субъектов туристской деятельности
Субъекты
туристской деятельности, зарегистрированные
на территории
Московской области, обязаны:
- согласовывать свою деятельность с центральным органом государственной
исполнительной власти Московской области в сфере туризма
по вопросам,
находящимся в его ведении;
- обеспечивать соблюдение установленных норм и правил, исключающих
повреждение или уничтожение туристских
ресурсов;
- обеспечивать исполнение правил обслуживания туристов
самостоятельно
или с привлечением уполномоченных на то органов и (или) организаций;
- вести документальный учет обслуживания туристов в установленном
действующим законодательством порядке;
- обеспечивать безопасность туристов,
подготовку безопасных условий для
туристской работы, обучение туристов правилам безопасности, оказание
оперативной помощи туристам
специализированными службами;
О
специализированных службах по обеспечению безопасности туристов см.
постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 83
-
нести ответственность за ущерб, причиненный туристами, в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
- предусматривать приспособленность туристских
объектов для
использования их лицами с ограниченными возможностями (инвалидами,
детьми, пенсионерами).
Субъекты туристской деятельности,
зарегистрированные не в Московской
области, предоставляющие туристские услуги на ее территории, обязаны
выполнять части 2, 3, 4, 6, 7 настоящей статьи.
Глава V. Права и обязанности туристов в Московской области
Статья 15. Права туристов
Туристы в местах транзита и временного
пребывания на территории
Московской области пользуются правами:
- на получение сведений о наличии лицензии и
сертификатов соответствия у
субъекта туристской деятельности;
- на получение в полном объеме услуг и
соблюдение всех условий,
указанных в туристских путевках и программах
обслуживания, на получение
точной, объективной и исчерпывающей информации об условиях и
возможностях тура;
- на обеспечение личной безопасности, сохранности имущества, на защиту
потребительских прав, на страхование
рисков, связанных с совершением
путешествия;
- на беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
- содействие органов государственной власти Московской области и органов
местного самоуправления в получении правовой и иных видов неотложной
помощи;
- иными правами, предусмотренными законодательством Российской
Федерации и Московской области.
Статья 16. Обязанности туристов
Туристы в местах транзита и временного
пребывания на территории
Московской области обязаны:
- соблюдать законодательство Российской Федерации и Московской области;
- соблюдать правила и нормы пользования туристскими
ресурсами,
гарантирующими их сохранность;
- выполнять условия тура, согласованные с
принимающей стороной.
Статья 17. Льготы, предоставляемые отдельным категориям туристов
Дополнительные
права и льготы социального характера могут
предоставляться отдельным категориям туристов
в соответствии с
действующим законодательством.
Статья 18. Объединения в туристской
деятельности
На
территории Московской области могут создаваться общественные
объединения туристов в порядке,
установленном законодательством Российской
Федерации.
Целями деятельности общественных объединений туристов
могут являться
развитие форм и видов сотрудничества, координация действий в сфере туризма,
выработка предложений по вопросам туризма
для органов государственной
власти и местного самоуправления, защита прав и законных интересов
туристов, иные задачи.
Глава VI. Международное
сотрудничество в сфере туризма
Статья 19. Международная деятельность Московской области в
сфере
туризма
Правовую
основу международного сотрудничества в сфере туризма
составляют международные договоры Российской Федерации и Московской
области, заключаемые в соответствии с Федеральным законом "О
международных договорах Российской Федерации" и нормативными
правовыми актами Московской области.
Глава VII. Заключительные
положения
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства
Московской области о туристской
деятельности
Нарушение
законодательства Московской области о туристской
деятельности влечет за собой ответственность
в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Московской области.
Статья 21. Порядок возмещения вреда, нанесенного туристским ресурсам
Московской области
Юридические
лица и граждане, причинившие вред туристским
ресурсам
Московской области, обязаны восстановить их в прежнем состоянии или
возместить убытки.
Восстановление туристских ресурсов
Московской области осуществляется с
соблюдением установленного порядка производства всех видов работ за счет
лиц, причинивших вред.
Для определения ущерба, причиненного туристским
ресурсам, находящимся
в собственности Московской области, и подготовки необходимых материалов в
каждом отдельном случае создается комиссия, образуемая центральным
органом исполнительной государственной власти Московской области в сфере
туризма.
Ущерб определяется указанной комиссией в размере восстановительной
стоимости с применением установленных законодательством Российской
Федерации норм или в судебном порядке.
Губернатор
Московской области А.С. Тяжлов
11
декабря 1997 г.
N 67/97-ОЗ
Принят
решением
Московской областной Думы
от 26.11.97 N 6/154.
|