Журнал. Электронная версия. Издание МО МОИП "Фонд гражданских инициатив" Ò |
|
|||
"классификаторы
средств массовой
информации РФ и МЕДИАСТАТ" Сборник ссылок на их полезные
ресурсы в интернет |
|
|||
УДК 821 {ББК 84
(2Рос=Рус)6-44} М 18 |
Автор:
С.К. Маленков Версия 1-1 |
|||
|
Единый
Классификатор СМИ и МедиаСтат
(проект для обсуждения) В рамках проекта по созданию системы сбора, обработки
и представления статистической информации о рынке СМИ (МЕДИАСТАТ) Гильдия
издателей периодической печати (ГИПП) разработала проект
единого отраслевого классификатора печатных СМИ. Мы считаем этот
проект полумерой, поскольку ныне практически любое серьёзно
самооцениваемое СМИ заводит себе медиа-аналоги в Сети, очень много СМИ
- чисто в электронной форме. Сообщество “продвинутых
читателей“,
владеющих поиском информации в Сети, ценящих удобства её выборки (и даже
подписки) в электронном виде – быстро растёт. Все современные сугубо печатные СМИ проходят вёрстку
на ЭВМ и имеют гласные или скрытые электронные архивы. И даже, если их
бизнес построен на обслуживании “читателей бумаги“,
то их архивно-аналитическое использование ценнее в электронном виде. Сдачу электронной
копии изданий в госфонды и архивы надо признать столь же необходимым, как
сдачу обязательных экземпляров изданий – в библиотеки. Да, в России до сих пор отсутствуют единые
отраслевые стандарты и критерии классификации печатных изданий - по целевым
группам, тематике, территории распространения, способу доставки до
потребителя и т.д. А для прочих? Это ведёт к бессистемности многих архивов, к
свалке информации. Бездействие и вялость в сфере
систематизации информации и учёта – вина получающих деньги за
Управление и Учёт. Но эти критерии тоже могут меняться с развитием как СМИ,
так и информационных технологий. Существующие классификаторы, обычно
применяемые подписными и рекламными агентствами, существенно отличаются
друг от друга. Нет единых критериев для определения принадлежности издания к той
или иной категории, группе (или нескольким группам). А ведь удобнее иметь
и “сводные варианты“ альтернативных
проектов. Альтернативы нельзя отбрасывать, их надо учитывать. Это – путь любой эволюции. А такие задачи тоже удобнее и оперативнее
вести в электронном виде. Кто скажет, что у современных издательств нет
выхода в интернет для работы с электронным классификатором, электронным
каталогом? Кто безразличен к своему статусу среди иных издательств? Таковых мамонтов
(если они найдутся и заявят о своей отсталости) рынок не только
проигнорирует, но и “закопает”. Компьютеры всё шире применяются и в
госорганах, и в муниципальных, и в коммерческих, и транспортно-почтовых
службах. Сейчас дешевле купить ЭВМ и модем, чем
каталожные шкафы и бригады обслуживающих
сотрудников. Единый классификатор – это не только инструмент систематизации рынка
печатной прессы, придания ему большей прозрачности, как для самих
издателей, так и для рекламодателей и медиаинвесторов. Он должен отразить
наличие медиаагенств (многие из которых являются не только первоисточниками
отдельных СМИ, но и чуть ли не единственными источниками их публикаций), теле-радио-редакций, интернет-издательств
и форумов.
Критерии такого классификатора станут основой Паспорта СМИ. Причём интернет-СМИ даже при малочитемости
практически все – международные территориально, даже при моноязычности. При этом каждый издатель должен быть вправе самостоятельно определить группу или категорию, к которой относится его газета или журнал, но под контролем реестродержателей и статистиков, аналитиков. Возможно выделить (как предлагает ГИПП) три
группы: 1. Группы изданий по основным параметрам:
территория распространения, метод распространения и доставки потребителям,
язык издания, периодичность. 2. Группы изданий по задачам и характеру
информации: потребительские издания (consumer titles); корпоративные издания для
потребителей (business-to-consumers, или b2c); отраслевые и узкопрофессиональные издания (например,
business-to-business, или b2b, но они могут быть и по схеме b2c); научные,
научно-технические
издания (science & technology); в том числе - медицинские издания
(medicine, но они одновременно могут соответствовать и рубрикам b2b или b2c);
издания органов государственной власти (governmental title), муниципалитетов
и органов самоуправления. 3. Функционально-тематические группы
изданий по тематике и характеру целевой аудитории. Как мне кажется, ГИПП дала “скелетное“ предложение. Оно не может описать (разделить), скажем,
издание госоргана “для внутреннего пользования“,
т.к. к категории “2“ придётся (через
дробь-слэш) ставить параметры из категорий “1“ и “3“.
Для территориального издания (основная категория “1“)
типа многотомного (многопрофильного) справочника для органов власти – тоже
потребуются через дробь дать цепь уточняющих категорий для каждого томика
изданий. И так – для каждого случая зависимости от параметра, выбранного за
первичный. Электронный классификатор (а он должен
стать электронным!)
должен “перетряхивать“ такую
цепочку параметров автоматически в зависимости от заданного приоритета
учёта, классификации, поиска, использования. Мной предлагается ввести набор цифровых
кодов для каждого из параметров, а характеристику издания слагать из
сочетания кодов и их статистических соответствий (цифры тиражности
и периодичности выхода в заданный период, и т.п.). Только так, мне кажется,
может сформироваться гибкий МЕДИАСТАТ, способный реформироваться
“на
ходу“ с использованием имеющейся базы данных. Я бы добавил и группу качества
издательства (условно – 4). Здесь и широту использования ссылок на
источники информации и документы, базы данных и каталоги их регистрации,
ссылок на патенты и стандарты, статьи законов и иных нормативов… Здесь и качество
типографского исполнения, долговечности для хранения, удобство
пользования или доставки, возможность оперативной актуализации (например, издания в
скоросшивателях вместо переплётов), наличие дублирования печатной и
электронной форм, богатство перекрёстно-ссылочных связей в современных
технологиях
(например, энциклопедия кулинарии с гиперссылками во все каталоги и
медиакопии предыдущих изданий, в медиа-иллюстрации). Весьма интересной представляется мне группа
параметров, которые не захотят себе присваивать издатели, но им будут давать
рейтингующие организации и публичные опросы (условно – 4.1)., например, критерий
частоты недостоверности публикаций и грубости их последствий (включая критерий
возбуждённых исков к издательству и информисточнику, оценок ущерба), критерий
сплетен и слухов
(в отличие от предположений, проектов и предложений), критерий
в содействии противоправным действиям или их сокрытии… Возьмите, например, войну в Ираке, публикации
СМИ и госдепа США (и др. стран) об оружии массового поражения в Ираке, для
уничтожения которого развязали войну, но его не нашли… Здесь за “трёпом“ –
трупы и разрушения, грабежи и мародёрство, насилия и колонизация… Автоиндексация может в добавок к “Уставному
коду“ уравнять госиздание и “жёлтой“ прессой
и с криминальными документами. И это - не лишне. “Машинная“
каталогизация и статобработка информации - это очень важно направление работ,
намного важнее простого кэширования всех интернет-страниц поисковыми
машинами. А ведь поисковики можно обучить и вести автоматизированный
классификатор,
т.к. в России давно существует программная семантическая
аналитика
информации в Сети и в электронных архивах. И отсутствие её широкого
использования является ничем иным, как умышленным причинением ущерба стране, народу,
бизнесу. Маленков
С.К., fogrin@rambler.ru создан
18-06-2004. Несмотря на широкое чтение статьи на форумах, официальные круги
правительства на мои предложения не откликнулись |
Проект можно обсудить и на сайте
гильдии издателей периодической печати (ГИПП) http://www.gipp.ru/opennews.php?id=2327
- форум
убит http://www.gipp.ru/forum/viewtopic.php?p=214#214
- форум
убит Мы не гарантируем полноту коллекции
ссылок, собранных исключительно для удобства пользователей нашего сайта. К нашему варианту каталога
ссылок на СМИ |
ã
Фонд гражданских инициативÒ, МО
МОИП, 1993-2021
ã Маленков С.К., член международного Союза славянских журналистов
ã Гражданская
инициативаÒ, е-журнал МО МОИП, 1998-2021
Здесь Вы можете выбрать код
наших баннеров и текстовых ссылок из расширенного списка
и поставить его на
Ваш сайт \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!)
посетителей!
Ссылка на сайт, автора книги и идей,
публикуемые на сайте издания при цитировании или перепечатке –
обязательна. Коммерческое переиздание без согласования с автором и редакцией –
запрещается.
Наш адрес: 123458, Москва, ул.
Твардовского 13-2-169, тел. 8-925-537-28-07 \ Skype: uniqum-star
E-mail: fogrin@rambler.ru \ uniqum1m@mail.ru
Предупреждение: Почтовые адреса даются только для
переписки на темы сайта и его публикаций.
Использование адресов электронной и обычной почты
для рассылки рекламного или иного информационного
мусора будет наказываться.
Обновление:
01-01-2021fog
Создан
2000-02-02