Журнал. Электронная
версия. Издание МО МОИП "Фонд
гражданских инициатив" Ò Как начинался "Буран"? неизвестные
пока (мои) истории |
||
Сборник Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский – не только "Буран-Энергия" \ Известные истории о Буране \ неизвестные истории Как начинался "Буран"? \ |
Интернет-версия v1.01.
|
Оглавление: Как начинался "Буран"? неизвестные истории Как я ворвался в историю о "Буране" \ 10 лет спустя \ Незаменимые "отказники" \ Праздники со слезами \ Риски \ За двумя зайцами \ Второй "заяц" – лишний \ Меня поставили на слом \ Так теперь – в тюрьму? \ Презентация ИВСП |
Бог-конструктор и бес \ Режимность \ Казус диссертации \ Жажда мести \ Уменьшим монстра? \ Ещё один самодур \ Волков \ Дообразование \ Важное пояснение \ Доучивают или отваживают? \ |
Продолжение:
Когда страна с
гордостью и в страшной секретности начинала программу "космических
челноков" "Буран", гибелью многих космонавтов и
не всегда справедливыми списанием вины на конструкторов - были запуганы многие опытные
кадры, не хотевшие рисковать набором своих прежних достижений и
привилегий из-за очередной аварии или смерти. Космонавтика к
80-м годам уже выделилась, как интегральная отрасль, без министерства
космонавтики, но активно использовала возможности смежных отраслей. Мои
истории связаны с министерством авиационной промышленности (МАП). И с тем, как мне пришлось вмешиваться
в работы предприятий чужих отраслей (без полномочий на это). В МПКБ "Восход" (на ул.
Ткацкая 19, Первомайского р-на Москвы) в середине 70-х[3] или[4] в конце было
получено ТЗ (техническое задание) на разработку и изготовление
приборного комплекса системы высотно-скоростных параметров (СВСП) для
"Бурана". Но не могли найти ведущих конструкторов и ведущих
инженеров, желающих взяться за эту работу. Отсутствие стандартов и
достаточной информации о космосе пугало набором рисков. А требования и сроки ТЗ не оставляли
места для исследований и экспериментов. Хотя в космосе
уже летало много аппаратов, электроника оставалась уязвимой от
облучения. Попадание элементарных частиц в транзистор вызывало эффект
прохождения якобы команд. Систем опознания и отсеивания ложных команд[5] не
было. Надо было сильно усложнить электронику системами самоконтроля,
но это цены, время, риски проиграть более дешёвым вариантам. Принудить к ним
могли жертвы. Пока не было в КБ изделий для космоса, - не было и этих проблем. С "железом" была иная
проблема. Сложилась практика приборных конструкций для авиации. На
литьё, штамповки, элементы редукторов - были стандарты. Их нарушать
нельзя. Минимальным модулем (размером) зубчатых колёс для
электромеханики принят 0,3. Но конструкции с ним не помещаются в
назначенные габариты приборов... В ТЗ такие мелочи не оговорены. Но
использование не подтверждённого годами практики - риск. А с космосом и так рисков много... Приказать
сделать аппарат слепого взлёта и посадки для космоса – нельзя. Потому, что нет аналогов
даже в авиации[6], нет опорных
стандартов? Так вся история развития техники стоит на том, что кто-то первым
делает то, на что нет аналогов, делает впервые. Другое дело, что тут и сейчас
- нет тех, кто точно это может сделать. А главное, чаще нужны жаждущие
получить и реализовать такие поручения. Горячее желание – важный инструмент. Казалось, родники
таких желаний на "Восходе" затаптывали, а не искали. Всё надо
пробовать, кроме того, что можно рассчитать. История в таких случаях знает
только рвение энтузиастов и их успехи после серий неудач. А в конкуренции с США нам неудачи не
нужны. Тут была "космическая амбразура", ждущая своих
"Матросовых". В ту пору я работал в МПКБ "Восход"
конструктором 3-й категории, нижайшей[7], начальной,
не дающей прав на ведение подобных заказов. Но имел амбиции и знания отличника МАТИ. Как теперь известно,
предложения на создание космических "челноков" Лозино-Лозинский
подавал в правительство ещё в 50-е годы. Но поручений на разработку
получить не мог[8]. От первых его
предложений до появления Технического Задания на "Буран" прошло
более 20 лет. Не всем даже через 20 лет удавалось реализовать мечту. О них становилось иногда известно. А о прочих неизвестно даже число. Календарь моих
удач пока был не велик. Да хотелось и калибр их увеличить. О начале в США программы космических
челноков, способных возить по 30 тонн ядерных боеголовок, стало
известно весной 1972 года. Задание в КБ
правительство стало рассылать в 1976-м, когда США уже практически
начали работы по программе "Спейс Шаттл" (Space Shuttle - космический челнок), хотя ещё в 1972-м
из СМИ (!) уже стали известны его вид, функции, способы запуска. Осенью 1976 года, всего за 5 лет
до первого полёта американского "Шаттла", родилось техническое
задание на создание советской многоразовой космической системы с
секретным названием "Буран", подписанное Министром Обороны. В МПКБ "Восход" ТЗ
(техническое задание) тоже должно было поступить в 76-м, когда я
только поступил (06 сентября) на работу в КБ. И все ведущие специалисты расписались в
том, что они считают ТЗ неисполнимым. Но, как сказал бы Копелян за
кадром, я этого и знать не мог. В КБ приборов с аналогичными лицевыми
частями (стрелки и счётчики на фоне шкал) сделано уже было много! Что надо
было потребовать к ним добавить, чтобы их сделать было нельзя? Прошло пару
лет, и секретное задание стало предметом насмешек в курилке (комната
умывальников в туалете). Я успел сходить[9] на работу на
стройки Олимпиады и вернуться в декабре 78-го. И вдруг слышу такое в курилке!... Представьте
битву за Москву или за Сталинград. Все пошли в атаку, а какой-то полк
остался, считая наступление невозможным. Такое было не возможно в
40-х, поэтому мы победили, а в 70-х это вдруг стало возможно. И "Восход" не
разогнали, не разделили, не отодвинули, даже не
заменили. Чего ждали? И что должно
было произойти? В первый же год работы в КБ я стал натыкаться на нормы и правила, которые
мешали новациям. Хочешь ты чего-то достигнуть лучшего – вынужден или обязан
нарушить существующее и за это отвечать. Или долго-долго
доказывать и согласовывать необходимость изменить или отменить что-то. А начальникам это не очень-то
надо ... У них показатель успеха – покой. Но не могли же
создать автомобиль и паровоз по нормам создания карет и телег! Не могли создать
стальные и не парусные корабли по правилам постройки деревянных и парусных!
Надо делать доброжелательные правила для создания новой и улучшаемой техники. Недавно я уже совершил
крупное преступление, подслушав аналогичные разговоры в
туалете о неисполнимости Задания относительно более мелкой системы ССВЭ. Я нагло получил (незаконно, по-шпионски
"разбалтывая"[10] осведомлённых
сотрудников) данные на неисполнимое задание для Аэрофлота по созданию
Системы сигнализации высоты эшелонирования (ССВЭ), которая должна быть точнее
предыдущей в 10 раз. Все ведущие специалисты расписались в
неисполнимости Задания. Подумав дома
над добытыми мной сведениями, я предложил несколько
вариантов его исполнения. Для этого я их дома просчитал и
прочертил, что было вторым грубым нарушением режима секретности после
подслушивания и разбалтывания. Мои идеи отвергли, но мне ещё и пригрозили наказанием за
проникновение в тайны Задания. Но, когда ты
понимаешь, что творится провал в отрасли страны со словами "невозможно
ничего сделать", а ты знаешь, что возможно, но тебе затыкают
рот, то остаётся кидаться с гранатой на амбразуру. Но, как
известно, в атаку после этого пойдут уже другие. А в моём случае этих других не было
видно. Надо было самому и амбразуру накрыть, и в атаку потом идти. Я выбил проект на себя, потому что никто не брался, а
я решение нашёл, и КБ могло отчитаться в успехе. И я сделал его. И вот в цехах делают уже мой прибор,
"неисполнимое" делают по моим чертежам. А мне всё ещё "не
положено" знать в большей части этой темы! И вдруг!!! Те же люди в той же
курилке говорят уже о другой теме, что Задание по ней опять выполнить
невозможно! Невольно
возникает ухмылка и желание узнать, а что же ещё там - невозможного? Но вот беда:
их титулы позволяют знать и даже разбалтывать невозможное, а тебе это
даже знать всё также НЕ положено!! Разговоры в
курилке не могли дать мне полноты системных данных, достаточных для
осмысления возможности исполнения задания. Я опять уговорил на преступление[11] одного
"ведущего", ознакомленного с ТЗ, - пересказать мне его суть. Нет, не своего
ведущего Якубовича. Марк был верен присяге (подписке о соблюдении секретности[12]). А если бы на моём месте
был настоящий разведчик, то есть не верный интересам страны? Там, в ТЗ,
были пожелания по обгону программы американских челноков, но
мне важно было оценить свои силы для выполнения ТЗ и оценить страхи
моих коллег. Большой блок
электроники управления мне бы не дали. Я и не стал им интересоваться. Но там были 4
прибора-индикатора высотно-скоростных параметра (ИВСП), а это - тематика моего ведущего Марка
Якубовича. В отказавшихся было ещё несколько очень
авторитетных конструкторов. Но и они верны подпискам о неразглашении[13]. Но, если твой
ведущий от такой темы отказался, то думать, что тебе, новичку, её дадут,
даже, если ты начал делать свой первый (и маленький)
прибор - глупость. И любопытство - наказуемо. Но успехом получения
своего первого самостоятельного прибора я обязан именно своему любопытству. Главное, - создавалась известная ситуация
погони за двумя зайцами. Как известно, в этом случае – ни одного не догонишь. Я это знал, но вначале и не было
желания на вторую погоню. Просто интересно: что же неисполнимого
попросили сверху? И точно ли неисполнимое?
Не перестраховка ли у коллег стоит на 1 месте? Не желание ли своего
благополучия? Что должны
были уметь заказанные 4 прибора для "Бурана", за которые я
хотел бы взяться? Их параметры и
вид – формально
уже и разглашение секретного Задания, и крах карьеры, и тюрьма. Но
"герой-преступник" мне доверил и доверился. Любопытные
могут взглянуть на них в главе "Презентация
ИВСП". Размер каждого
прибора внушительный, больше, не то, что у ПЗВЭ-2. Но только в
одном индикаторе (с индикацией высоты, который потом назовут ИВСП-1, он крайний
справа на фото макетов) требовались громоздкие (толстые и высокие)
многооборотные переменные потенциометры в качестве датчиков обратной связи и
громоздкие переключающие муфты, которые я уже
модифицировал для Якубовича. Поскольку их тема у нас с Марком была решена для
ПВМ-1М, а у меня были мысли по их улучшению, я оставил его для последнего
разговора с ведущим. Проблема муфт
была никем не решена: во время их переключения теоретически было
возможно непереключение, незамыкание замыкающей при вероятном точном
совпадении выступов зубьев, которое в реалиях не происходило. И единственное спасение – срабатывание в резервных комплектах
приборов. Там одновременное столкновение вершин зубьев должно исключаться
теорией вероятности. Вывод на
лицевую шкалу стрелок, счётчиков и прочей индикации - не составляло для меня проблем.
Поместятся ли в короб все требуемые следящие системы электромеханики и их
электронные платы? В трёх
индикаторах их по две. И только в одном - одна. Да там
прописано ещё много плат с электроникой! А их компановка зависит от мест,
оставшихся после размещения механики. Но они по объёму пока не
известны даже по простой сумме микросхем, резисторов, конденсаторов... Вообще-то, я
бы, прежде отказаться, попробовал бы раскатать компановку каждого прибора до определения
более узкого круга помех. Вдруг всё втиснется? Но, как мне сказали,
никто не попробовал это до подписания отказа… А это как-то не добросовестно… К Продолжению: Второй
"заяц" – лишний к оглавлению статей
о "Буране" \ видео-обращения \ |
На одной из бизнес-конференций
в Президент-отеле я однажды встретился с моим бывшим министром МАП. Он,
естественно, таких подробностей, вероятно, не знал, взял мою визитку, и...
пропал. Не до моих забот ему. Стал менее внимательным и
ответственным, или и был таким? |
Выслал
несколько раз письменные обращения к гаранту. Ответов нет. Видео-файлы
его сайт не принимает поэтому пришлось видео выставить на Ютюб, а на
него выслать ссылку для президента на ТВ-шоу 15 июня 2017. Ответов тоже нет...
Хотя правозащита (на бумаге) гарантирована каждому. Пора ежедневно делать
честный отчёт о числе правонарушений и нарушений гарантий защиты, не создание
компенсаций ущерба правонарушениями. И наказывать за нарушения правозащиты ежедневно. |
Начальствам история рассказана была многократно. После атак хакеров остались и
выставляются миру: Письмо Префекту ВАО г. Москвы Н.Н. Евтихееву Видео-письмо №4 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от
15 июня 2017 от Маленкова С.К. \ письмо №4 Президенту РФ В.В.
Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К Видео-письмо №5 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от
15 июня 2017 от Маленкова С.К. письмо №5 Президенту РФ В.В.
Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \\ калькулятор "Электроника
Б3-38" \\ ПЗВЭ-2 \\ переключающие муфты \\ истории
создания унифицированных редукторов и приборов
\ Попытка создания микроэлектроники др. элементов
приборов \ интриги Восхода \
приборы МСК |
Страница была повреждена в 2001 году хакерами на сервере и в нашем
архиве. |
Страница и уже свёрстанные
сборники были повторно повреждены в 2003, 2005, 2007, 2013 году хакерами на сервере и в нашем архиве.
Ведётся восстановление, но, возможно, остатка моей жизни на это уже не
хватит. Если бы был Бог, я спросил б его, зачем такие суки на Земле, почему
нет кары на них? Неужели такие суки имеют право жить и глумиться над такими,
как я, как герои ВОВ, которым только я сделал странички, и как гений
Лозино-Лозинский? |
Сборник Г.
Е. Лозино-Лозинский \
Известные истории о Буране \ неизвестные истории
\ |
Здесь Вы можете выбрать код
наших баннеров и текстовых ссылок из расширенного списка
и поставить его на
Ваш сайт \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!)
посетителей!
ã
Фонд гражданских инициатив Ò, МО
МОИП, 1993-2021
ã Маленков С.К., член международного Союза славянских журналистов
ã Гражданская
инициатива Ò, е-журнал МО МОИП, 1998-2021
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НА ДАННОМ РЕСУРСЕ (и в копиях
резервных библиотек дружеских сайтов) ЗАЩИЩЕНЫ АВТОРСКИМ ПРАВОМ. Ссылка
на сайт, страницу размещения, на автора книги и идей, на публикуемые на сайте
издания при цитировании или перепечатке, при упоминании и копировании – обязательна.
Коммерческое переиздание или патентование идей без согласия автора или
наследников – запрещается. Ждём отзывов международных
правозащитных организаций, юристов, политиков, руководителей стран и
парламентов, влиятельных людей и простых граждан. |
Наш адрес: 123458, Москва, ул.
Твардовского 13-2-169, тел. 8-925 537-28-07 \ Skype: : uniqum-star
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение:
Почтовые адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций. Использование
адресов
электронной и обычной
почты для рассылки рекламного или иного информационного мусора будет
наказываться.
Обновление:
01-01-2021fog
[1] Гражданская
инициатива родилась вместе со мной, впиталась с молоком матери, усилилась
мудростью окружавших
простых людей. Это основа жизни
личности, не желающей быть чьим-то рабом, стремящейся к содружеству и к
сотворчеству в обществе.
[2] Мной
создана система отношений, не позволяющая подменять волю народов волей вождей
или чиновников. В воле
народов – время и пространство
внедрения этой системы.
[3] в 50-х годах в обстановке строгой секретности (без МПКБ)
пронеслась над 6-й частью суши крылатая
ракета "Буря". В 60-е годы
над разработкой космического самолёта трудились в ОКБ Микояна (проект
назывался "Спираль" - конструктор Глеб Лозино-Лозинский) и в ОКБ Владимира Мясищева (так
называемый проект 48). Лет через 10 уже в НПО "Молния" Лозино-Лозинский
создал планер, а потом
построил несколько ракетопланов серии "Бор". Мясищев
совместно с ЦАГИ ещё в 67 году рассчитал
аэродинамику будущего корабля, а затем и всей системы, а 76-м
его предложения легли в основу
будущего орбитального корабля "Буран". Осенью 1976
года, за 5 лет до первого полёта американского
"Шаттла", родилось техническое задание на создание
советской многоразовой космической системы с
секретным названием "Буран", подписанное Министром Обороны.
[4] перед уходом меня на олимпийские стройки 5-7 декабря 77-го Якубович предупредил меня, что есть
задание, с началом работ над которым приём в КБ закроют. Но я вернулся 5 декабря 78 г., а работы ещё
не начались. И над проектом уже смеялись в курилке.
[5] А всего-то надо было создать систему сравнения команды и условий её появления, чтобы отсеять ложные.
[6] Автомат всепогодной посадки делали для ТУ-144, но он серийным не стал, не адаптирован к любым
самолётам. И даже не ставился в основу автоматики для "Бурана".
[7] пришёл-то я в КБ старшим инженером, но потом мошеннически 01 апреля 1979 понижен в 3 категорию
без вины, но под видом повышения в 5 рублей оклада в соответствии с Постановлением ЦК КПСС,
СовМина СССР и ВЦСПС № 1058 от 24.12.76 г. Так по всей стране "улучшали" положение ИТР.
[8] Шла полоса создания крылатых ракет, но НЕ пилотируемых. Они дешевле.
[9] 5-7 декабря 77-го Якубович предупредил меня, что есть задание, с началом работ над которым приём
в КБ закроют. Но я вернулся 5 декабря 78 г., а работы ещё не начались.
[10] Статья 259 УК РСФСР (Разглашение военной тайны или утрата документов, содержащих военную
тайну). Тут (как и в случае с "Бураном") тайна была не только военная, но и государственная, и
политическая.
[11] В Статье 259 УК РСФСР есть упоминание "смягчающих обстоятельств", но они не оговорены. Для
Егорова они могли быть отягчающими, т.к. разбалтывание было сознательным. На мои обращения в 90-
2015) дать квалификацию моих действий и амнистировать или признать пользу, сопряжённую с
вынужденностью нарушений – ответов так и не получил.
[12] её отдельно подписывал и я при приёме на работу.
[13] Но и донос о моём интересе никто не написал. А обязан был по ст. недонесение.