|
Драгоценный обесцененный малыш. Повесть о
забытом прорыве советской авиации – от
состарившегося автора |
|
Слева – одно из зданий МПКБ "Восход" на улице
Ткацкая (вид с перекрёстка с улицей Ибрагимова), где происходили описываемые
события[1]. Справа – герой
тех событий и автор этих строк. |
Часть 6, 1-е издание,
иллюстрированное (v1)
Новые формы проектирования \ домна размышлений \
ожерелье
тревог \
фото со страницы http://www.aviatrans.ru/jak42.html |
Кода пришла
основная идея обеспечения переключения колёс и защиты зубьев от
повреждений, я обрёл покой[2], так как оставалось
только обдумывание технического решения, его расчёт и вычерчивание. С этим у меня никаких проблем не было. |
Правда, на работе меня
начальник отдела плотно занимал нормальными заданиями по текущим
проблемам отдела. И норовил навалить их и
сверхурочно. И отправить меня в командировки. Но моя голова была
свободна по дороге домой. И я начал осваивать не преподаваемое в ВУЗе: объемное
проектирование в памяти. И черчение в трёх проекциях в
памяти -предтеча этой забавы
на ЭВМ …
В публикациях я не видел упоминания
этого вида проектирования до меня. Закрываешь глаза и активно меняешь
воображаемые перед собой конструкции. Можно приблизить, увеличить, рассечь,
повернуть … Это удобно, быстро,
интересно. Я слышал от многих поэтов, писателей, художников,
скульпторов, что их рукой водил Бог, что мысли в их голову приходили
"свыше". Мой
мозг думал сам, чертил перед собой мысленно абсолютно сознательно и
с моим участием. Никакого "кино" извне, никакого тайного шёпота
души. Сплошной труд, но горячечный, кипящий, напряжённый. Наяву трудно представить, что вы войдёте в костёр и спокойно в нём будете
работать. А черчение во сне походило на вход к
доменную печь, чтобы помыслить в этом весёлом огне. Жарко, светло, весело
и динамично ясное мышление. Когда
из этой домны выходишь с новым решением, предположением, намёткой плана,
чувствуешь лёгкость, как после парной. Откуда же эта сумасшедшая
домна, а не прохлада читальни
библиотеки Ленина или ГПНТБ, например? А горящий костёр в моей голове родился из фильмов
кинохроники со стрельбой "Катюш" на
которых воевал мой отец до конца войны. Обычно зрители с восторгом смотрят на
летящие с воем ракет. Но однажды отец рассказал, что после залпа с поднятыми
вверх направляющими (для увеличения дальности стрельбы) газовые струи
ракет выкапывают сзади машины - "противотанковый
ров", то есть очень глубокую траншею. Я стал по-иному смотреть на красоту газовых струй
ракет "Катюш". Вы замечали в хронике, что
иногда они летят не над пустым полем, а низко над головами
наступающих солдат, почти горизонтально? Да хоть и над полем, но низко. И пороховые газы не
облегчают дыхание наступающих воинов. Это когда враг силён и близко, а
артиллерии нет для его разгрома или она мелка, слаба и решающего урона врагу
может не принести. Или враг близок и грозит тебе окружением. И "Катюши" били (по приказу, конечно)
"прямой наводкой", на стрельбу которой их изначально не
создавали. Направляющие почти клали (и просто клали) на кабину, как в
походное состояние. Иногда и передние колёса приходилось заглубить … Машины (их "расчёты", обслуга) в
слишком "ближнем бою" рисковали быть расстрелянными миномётами и
пушками врага. Так вот, та огненная
метла, которая выметала сзади машины противотанковый ров, в этих случаях била
по кабине, в которой сидел живой оператор, крутивший ручку залпового
огня. 16 огненных метёлок за 1 залп! На такой роли всю войну и прошёл мой отец. Каково в ней ощутить этот скоротечный, но
напористый костёр? Каково остаться в кабине на другой, на третий …? На каком залпе к этому
привыкнешь? Потом для таких случаев
(когда нельзя, но нужно, то - можно!) машинам сделали
металлические накладки на стёкла кабин. Чтобы газовой струёй не выбило
стекло, не сожгло оператора. То есть сделали допустимой нормой, просто нормой.
Но внутри костра-кабины и при прикрытых стёклах было светло, как днём!
Посмотрите в хронике на эти, летящие один за другим, факелы! Да, машина-то, в общем,
если кто не помнит, - с бензином! А сзади кабины – штатный ящик с
динамитом для возможности подрыва машины, попавшей в окружении! При движении щитки со
стёкол снимали или, как у танков, - поднимали козырьком. Я не видел машин с поднятыми щитками на стёклах кабин – на парадах. Все -
без щитков[3]. Я не видел машин с обожжёнными кабинами – в хронике. Снимали только необожжёные. Я не видел машин с поднятыми щитками на стёклах
кабин – в большинстве музеев. Но одна такая "Катюша" есть. Она стоит у
городского музея в моём родном городе Новомосковске. Она утонула при переходе
по льду при освобождении города от фашистов. На стёклах её кабины – металлические щитки! А сделана она – на базе деревенского трактора! Её команда готова была
стрелять и "прямой наводкой" в "ближнем бою"! Хорошо на войне владеть
мощным оружием. А готов ты получить
удар снаряда по броне твоего танке? А по более тонкому щитку
твоей пушки? А готов ты оказаться внутри кабины,
обметаемой огненной метлой улетающих от тебя ракет? Вот
и появилась адская кабина, в которой ярче светились мои размышления. Кстати, посмотрите ещё раз
военную хронику. Огонь ракет в 1,5 машины длиной видели? А дым от пороховых двигателей 16 ракет диаметром 132
мм? Струя, которая выдувает землю за машиной размером с противотанковый ров,
при низком залпе обдувает негерметичную кабину! От 7 до 15
секунд идёт залп, в котором оператору надо и не сгореть, и не
задохнуться! Несколько лет войны, день за днём. В мемуарах это никто не
написал. Видимо, писавшие во время залпа в кабине никогда не сидели.
Иначе это не забудешь. Приходя домой, "по дороге" я прихватывал
продукты в соседнем универсаме или шёл за ними по поручению мамы. Ужинал. И усаживался на диван, перед которым к обеденному
столу прикреплялась купленная чертёжная доска. На диване разложена
готовальня, рейсшина … То, что я воображал в
мозгу в поездке, наносил на бумагу, и продолжал конструировать уже наяву. Ложился я счастливым,
если заканчивал какую-то часть расчёта и её прочерчивание.
Иногда, за час до звонка будильника, торопящего на работу. И час счастья был достаточен для отдыха. Иногда и не успевал
прилечь. А иногда падал на
диван мёртвым сном в изнеможении от отсутствия итога и сил.
Усталость и отсутствие удачных решений изматывали сильнее всего. На сон оставалось время поездки в метро на двух линиях от Щукинской до
Семёновской с пересадкой. И тут было не до
конструирования в мозгу. Мозг хотел вздремнуть ...
Я умудрялся проснуться и перед станцией
пересадки, и перед станцией выхода. Мозг слышал только объявление нужных
станций или … говорил мне только о них. Сколько бы не говорили про такие возможности организма, это вызывает
только улыбки и сомнения, если тебе это не придёт на пробу в жизни. В рабочее время я был бодр, и никто не мог
даже заподозрить, с каким напряжением проходили мои ночи и из-за чего. Одна
за одной … Но отцу в обдуваемой пороховыми газами кабине было трудней. И война не даёт сон с тёплой квартире. А вид-то у меня мог быть и
возбуждённым, и сумасшедшим, и усталым. Стороннему глазу виднее. Однако, всё это ужасным образом
действовало на мою маму. Никто в жизни так не заботился обо мне, не берёг меня. Мы вместе
пережили за последние 22 года серии проблем в школе, на работе
токарем, в институте, в армии, развод после рождения сына, работу на стройке
за квартиру ... После олимпийского
новоселья[4] началось относительное и
недолгое спокойствие ... Что же лишило покоя
теперь? Мама знала, что авиация - моя мечта с детства. Она радовалась успешному окончанию
мною МАТИ. Но как было радоваться такой безумной работе без отдыха? Здоровье не
бесконечно, бессонницы очень разрушительны. А я и в институте
"позволял себе" часто повторяющиеся бессонницы по 5-7
дней на каждом курсе неоднократно, особенно в сессии, когда один экзамен
сменялся другим без отдыха между ними. Может, 3 для
между ними и давались на отдых, но все студенты именно в эти 3 для пытаются "пробежать" по учебникам и
конспектам проходимое за полгода. И об этом много лет мама не знала. А тут мои бессонницы шли на её глазах. Мама понимала, что
выспрашивать у меня секреты по работе - она не имеет
права. А секретны любые пустяки. И объяснять, что я безумствую из-за неполученного
(!) задания, на которое я и прав не имел, - я сам не мог. Это привело бы маму в ещё
большее расстройство. Чтобы она увидела счастье на моём лице и покой во сне,
я должен был их получить от решения большого хорошего дела. И не его ли я делал бессонными ночами? У меня была уверенность в обязательном успехе. |
7. Простые решения … - впервые в мире
|
В муфте Якубовича зубчатые колёса с
дополнительными торцевыми зубьями были на одной оси, работали или на
включение, или на отключение. И никаких проворотов и проскальзываний не
допускалось. И не было. Для последовательного
использования функций (включение медленной передачи - нейтралка - включение ускоренной передачи) переключающее
колесо должно быть между свободно сидящими на переключающей оси втулками-колёсами
перехода на медленную или ускоренную передачу. Я сделал такую муфту переключения для приборов Якубовича.
Чертёж её лежал у меня дома[5] и в КБ, в пакете
подлинников чертежей Якубовича. Но эту работу запретил опробовать и
внедрять начальник отдела. Запрет отложился в мозгу, мешая осознать, что в
ПЗВЭ нет элекромагнитов, только чисто ручное
переключение. Поэтому мозг искал варианты, и мне в голову пришло, что оси
надо разделить. |
На рисунке показана возможность
одну передачу включить или выключить с помощью торцевых зубьев (6 и 9) на
цилиндрическом зубчатом венце. Для нарезания зубьев на торце цилиндрического
зубчатого колеса станков тогда не было. И никто в мире не делал такую заточку торцев. На картинке видно, как мала зона столкновений
колёс. На самом деле она ещё меньше. Колёса диаметром 7 - 16 мм с модулем не более 3. Если зуб не попал
во впадину, но наткнулся на ближнюю половину встречного зуба, то достаточно
заточить скосы на столкнувшихся зубьях, -
и они довернут друг друга во впадину до входа в нормальное зацепление.
Это я и придумал. |
|
Если строгать торцы строго
к центру, то торец зуба ближе к центру будет тоньше, острее. Если торцы
закруглять, то они будут похожи на части тонких усечённых конусов. Но вот, если нескошенный
торец одного зуба налетел на нескошенный торец встречного зуба, как
показано на картинке, то каждый норовит прострогать соседа. Если же
края торцев заточены, то они норовят разрубить
друг друга. А для сталкивания разворот
колеса нужно ещё условие – возникновение
поворачивающих, отбивающих в сторону сил. И тогда в мозгу возникает "Танец с
саблями" Хачатуряна. Только сабли мои размером меньше миллиметра. И мне их надо сберечь от повреждений. На рисунке Фиг. 3 (ниже, и
далее Фиг. 5) я нарисовал острия торцев
притуплённой полоской. Пусть она будет хотя бы 0,05 мм. Закруглённым такой
торец будет похож на часть очень тонкой иглы. Это позволяет посчитать усилие
для её смятия. Но и две плоскости не
могут быть идеально параллельны. Тогда усилия будут сводиться к точке
или линии удара с условиями хуже, чем при закруглении. |
|
Закруглить такие тонкие и
мелкие торцы (да ещё заточенные) совсем не просто. Инструментов таких нет. Это можно сделать
"химическим полированием". Активность процесса выше на заострённых
кромках, они и "съедаются". Режимы легко подобрать опытным путём. Итак, назначим радиус
закругления заострённого торца 0,01 – 0,2 мм. Тогда картинка удара двух
клиньев с закруглением будет равна картинке ударов двух цилиндров или конусов
с радиусами, как у закруглений клиньев. |
Ни в одном учебнике или
справочнике о зубчатых передачах упоминания ни о таких ситуациях, ни о таких
конструкциях - не было.
Оставалось идти в Патентную библиотеку и искать подобное там. Сложились и сожаление,
что я нарвался на вынужденность дополнительных
затрат времени, и гордость от того, что, видимо, я придумал нечто
впервые в мире. Для отдела и КБ такие
изыскания были не нужны, т.к. никому из начальников я не обещал
долю соучастия в будущем изобретении, поэтому мне сразу и жёстко было отказано
в командировках. Хотя это было во вред не только мне, но и во вред
интересам КБ и страны. Однако, Скотников сразу
мне нашёл "производственную необходимость" - работать после окончания рабочего дня. Я сделал порученное. Но получил очередное
"сверхурочное". Я опять сделал порученное. Но, как Золушка, получил
очередное "сверхурочное". При этом остальные
нормально отпускались домой, оставаться на сверхурочку
Скотников поручал только мне. КЗоТ допускал такую форму
эксплуатации, и начальники часто ею пользовались. Это был вариант
узаконенного истязания подчинённых. Он отнимал у меня
вечера, чтобы я НЕ мог ездить в патентную библиотеку хоть по
чуть-чуть. Спасибо за честь, но это
раздражает. Слепому видно, что начальник
нагрузкой меня изматывает. И это длилось не неделю, не две, а несколько лет. В "производственную необходимость" на 4 года работы без отпусков превратил Скотникоа с поддержкой дирекции КБ - мою работу. Мне выплачивали отпускные, но в
отпуск не отпускали. Если кто раньше мне и
говорил, что Скотников – подлец, то теперь я увидел это
на себе с повторяющейся очевидностью. Только я уже понимал, что это сволочь
групповая. Я делал попытки уйти, но следовали телефонные звонки,
и принимающая сторона от приёма вынуждена была отказываться … |
|
К продолжению: Конструирует математика \ 1986-1996-2006-2016-2020 |
Большинство файлов сайта, и этой книги, были повреждены атаками хакеров в 2005-2007 годах.
Автора такие стрессы чуть не убили.
Но более 2 гб сайта восстановлено.
Все предыдущие
файлы книги восстановлены вполне.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ продолжается, НЕ ЗАКОНЧЕНО!!!
ã Фонд гражданских инициатив Ò, МО МОИП, 1993-2020
ã Маленков С.К., член международного Союза славянских журналистов
Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и
текстовых ссылок из расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!)
посетителей!
Обновление:
01-01-2020fog
[1] В перечне рекордов Маленкова С.К., который начат в Сети, он тут, пока в графе 15, но под серией
первой двадцатки. Хотя это только по порядку вспоминания. До этого были и другие. Ведь эти
рекорды не вошли в серию "Безумных идей ХХ века". Они были достаточно безумны, но они
внедрены!
[1]
[2] При не снятой перспективе наказания за кражу данных Технического Задания и нелегальную работу над
ними!
[3] Они на ходу по тряской брусчатке могут дребезжать, портя торжественность проезда. Но они могут
дребезжать и при боевых маневрах.
[4] Прописан 18 июля 1981 г.
[5] В КБ его могли уничтожить как не заказанную документацию. Начальник отдела любил находить поводы
для наказаний.