|
Драгоценный обесцененный малыш. Повесть о
забытом прорыве советской авиации – от
состарившегося автора |
|
Слева – одно из зданий МПКБ "Восход" на улице
Ткацкая (вид с перекрёстка с улицей Ибрагимова), где происходили описываемые
события[1]. Справа –
герой тех событий и автор этих строк. |
Часть 23_1, 1-е издание,
иллюстрированное (v1)
Продолжение: Равнение на слабых \ нарушитель пределов \ хороши только помогающие
правила \ лить по-новому \ И вот именно к реализации
этих выводов ("хороши только помогающие правила" и "Неблагополучные режимы
можно предотвратить. Лучше сразу исключить, чем довести до необходимости
устранять") я приступил при создании своего ПЗВЭ-2. Сначала я все собираемые в
пакет пластинки технологичной лицевой панели ПЗВЭ Богомольца заменил на монолитный
лицевой "кирпич". Снова в варианте
отливки с разрешением делать "из куска". Потом к нему добавил
вариант "кирпича с ушами". Когда попробовали без
опорных "ушей", вибрация и иные проблемы
не возникли, поэтому они отпали до дня возможного возникновения проблем. Хотя
хоть одна опора "ухом" снизу могла сильно уменьшить "эффект
гвоздодёра". Но решение принимал при подписании чертежа согласования
лицевой панели – Скотников. Он подстраховался на случай кризиса, ухудшив
условие работы прибора, провоцируя возможность кризиса на вибрации. Зато
не допустил изменений, как хотело какое-то начальство, может, и не знавшее
про "эффект гвоздодёра". Прибор и приборная доска стали полегче. Редуктор Богомольца был
тоже "технологично" собран из пластиночек на
столбиках. И я "варварски" заменил это на жёсткую
коробку. Печатные платы Богомолец
тоже крепил "технологично" на стоечках. А я к коробке редуктора монолитно
приливаю длинные тонкие стенки, вместо привинчиваемых стоек для крепления
плат и выходного разъёма прибора. Технологи в ужасе вопят! Но я монолитно
отлитые стенки на привинчиваемые стойки менять отказываюсь. И мои чертежи просто отбрасывают,
отказываются подписывать. Завязывается спор, в
который включается начальник отдела … против меня, за
технологов. Он же себя лучшим конструктором отдела называл! Но я помнил, что самым не
решённым остался вопрос "эффекта гвоздодёра". Каждый элемент прибора
действует своим весом как рычаг относительно своих мест крепления при уларе
колёс о ВПП на посадке самолёта. А их сумма, как гвоздодёр,
действует на головки винтов, которыми за узкую лицевую панель прибор крепится
к приборной доске. Если даже каждую отдельную деталь или узел не вырвет в
приборе, то прибор сообща, опираясь на свой нижний край, как гвоздодёр,
головку верхнего винта может оторвать, и она полетит в лётчика, как пуля. И поэтому прибор должен быть
короче (уменьшая рычаг "гвоздодёра"), должен быть легче, а
верхние винты крепления должны быть максимально прочнее. А прилив "уха" к нижнему краю лицевой
панели мог уменьшить "эффект гвоздодёра". Скотников помешал. Ну, насчёт более прочных
верхних винтов я сразу получил глупейший отказ: применение вместо 4 одинаковых винтов – двух пар разных – ухудшит коэффициент
унификации. То есть безопасность – хорошо, но коэффициент
должен быть лучше. Несколько улучшенных коэффициентов ухудшали
прибор, но никто не хотел спорить с создателями коэффициентов. А тонкие и длинные детали
лить просто нельзя. То есть отлить-то можно,
но вот ГОСТ рекомендует длину не более 5 толщин. Это при толщине 5 мм длина должна быть до 25.
А мне нужно – толщиной 5-6 мм на длину
90-110 мм. Технологи – в крик. Рекомендацию ГОСТа они превратили
в ограничение и не хотят думать о нуждах и пользе конструкции. Но потом-то они без
особых проблем отлили мне эти стенки толщиной 5-6 мм на длину 93
мм. По
фрезеровкам зачистки видно, что ровно, тонко и длинно отливать трудновато…
Снимая литейную корку с одной стороны стенки, технологи давали стенке
возможность её изгиба от изменения температур и релаксации внутренних
напряжений. |
Смотри на фото элементы
литья и в "Бленкер", и в "Раз уж мне вручили флаг", Имея свой запасной вариант
лицевого фланца с опорным "ушами" сзади доски, я
делал свой первый прибор заведомо надёжным для всех типов самолётов, с
любыми наборами вибраций и ударных нагрузок. Но меня воспринимали, как
новичка-упрямца. Технологи
отсутствовали при первом смотре моего детища, когда к нему лично пришла команда
Главного с его Замами, режимщиками, охранниками … Победно пройдёт
подписание литья после того, как я прорвусь на приём к Главному[2] с двумя приборами в
карманах. Один – со сборными "этажерками" Богомольца.
Второй - с нелегально созданными корпусными деталями фрезеровкой
"из куска", где на глаз видна могучая прочность монолита
"лица" и редуктора для любых испытаний. Мой вариант конструкции
был вторично одобрен. После чего все подписи технологи поставили. Спор же о моей
компетентности в литейных технологиях будет идти до
окончания мной курсов с получением документа литейщика 27 июня 86 г. А 4 мая 87 года приказом расформируют
ТКО-5, уберут с моей шеи Скотникова. Не трогая моего стола с
места, меня "переведут" в новый конструкторский
отдел (КО) под руководство Сарочана, который сядет
в кабинете Скотникова. До этого подпишут
чертежи всех деталей редуктора, включая "неисполнимые" колёса
переключателя скоростей. А спор о них и технологии производства
останется до получения авторского свидетельства 22
мая 87 г. Эти 2 даты станут для меня праздничными. Мной удачно спроектированы
платы электроники прибора и электроники отдельного блока преобразования
сигналов (БПС-2). Платы ПЗВЭ-2 и БПС-2 были моим первым опытом в
электронике, но сразу удачным. Пришлось впервые изучать принципы разводки
плат, нормы, рекомендации - что с чем размещать близко нельзя … Весь комплект, альбом, - готов. С запасом на 7 вариантов. Это не 2 абзаца написать … Что-то я выделю в
отдельные рассказы. Но тут сокращаю
подробности ради главного. Победа? Начали переделку
самолётов загранрейсов? Увы, нет. Тут я должен у читателя
просить прощения за то, что уже несколько раз упростил свой рассказ, хотя и
договаривался отступать от хронологии для сохранения логики и сокращения
путаницы событий. Теперь пора прерваться на
вынужденную катастрофу. |
Сизифов труд. И ещё я не знал, что это
будет работой "на полку" или "в корзину", то есть
напрасной. Это был прибор для систем
аналоговых сигналов. И нужен он был срочно для избежания
удара ультиматумом "Боингов". Повально большинство всех систем на
самолётах работало на аналоговых сигналах. Но уже в КБ несколько лет
шли разработки систем с цифровыми сигналами, для команд на языках ЭВМ.
Видимо, успокоившись на моих успехах в проекте, кто-то подумал и о
перспективе его применения на самолётах поколения с цифровым управлением.
Почему бы не повторить успех и в этом варианте? Я благополучно закончу весь
альбом чертежей, сдам его в архив, но оттуда его … не направят в
производство. Не очень спешно нужен оказался
проект для победы над ультиматумом Боингов. Видимо, переговоры о
переходе на Боинги шли настолько успешно, что Боинги расслабились и дали нам
больше времени для закрытия своих авиазаводов. А МинАвиаПром решил не
перемалывать самолёты аналогового поколения управления. Но и об этом мне не
говорили. Я об этом узнал … по отсутствию работ в
цехах. Проект по выигрышу спора у
Боингов - завершён, и мой первый проект, и это – двойной успех. Но меня никто не
поздравлял ни от администрации, ни от комсомола, ни от парткома или профкома … Он не будет
летать, хотя это беда многих проектов и конструкторов. Некоторые творцы и в нашем
КБ уходили на пенсию, так и не увидев свои проекты в полёте. Я не хотел бы их участи. Но мой первый успех,
напичканный столькими моими рисками, - выбросили. Чтобы первый мой проект
оказался совсем не нужным, когда он, как воздух, был нужен для избежания
удара ультиматума Боингов, чтобы летать в 10 раз точнее, как Боинги,
как больше пока никто в мире, когда я всё сделал для его ускорения, - не верилось. Я нарисковал себе на несколько уголовных дел за
нарушения мешающих правил, и всё это – "сизифов труд", напрасно? Я получил мощнейший шок и никакой
психологической поддержки … Мне выдадут новое
задание - делать совсем иной прибор, под цифровую
систему. Хотя уже могли выдать это задание и любому, со званиями ведущих. Столько трудов и нервов – напрасно. Могли выдать другому, но никому
другому, признанному ведущему – не выдали. Мне по-прежнему
самостоятельных проектов не полагалось, о потребности цифрового
проекта мне знать по-прежнему не полагалось, но именно мне его Скотников
предложил сам, без обсуждения вписав в план. Это означало не
просьбу подумать и согласиться, а приказ делать. Хотя приказ на доску
огласки не вывешен. Это было признанием, что
это проект из признанных и полномочных по-прежнему никто не
взял. Повторить мою конструкцию – низость (хотя зарубежные
образцы с худшим качеством – копировали), внедрить из отвергнутых ранее моих
вариантов – плагиат, а придумать свою – не могут. Законченный проект ПЗВЭ-2
переименовали, а заказ с названием ПЗВЭ-2 возобновили для исполнения в
цифровой версии. Это давало возможность не начинать заново
согласовывать светоклинья и подшипники, габариты,
лицевую часть прибора и светотехнические испытания. Основные механические и конструктивные решения мне известны,
изменится только датчик обратной связи, электронная начинка и её размещение. А первая реакция – глубокая апатия,
опустошённость, желание отоспаться … Вспомнилось лермонтовское:
выходил один я на дорогу, а теперь бы мне - забыться и заснуть … Проект закончен, сдан, и
выдержано с честью первое конструкторское крещение, праздник должен бы
быть, а поздравлений - не было. Мой первый проект, сделан
мной с блеском в таких сложных условиях. Хотелось внимания, одобрения и
сочувствия. А их у руководства, ни у
комсомола, ни у парткома, ни у профсоюза - не было. Пришли сны без улыбок, как провал в яму … Мама дежурила эти ночи
возле меня, как в реанимации. Сон-душ-еда-душ-сон … Я отходил трудно, как от
тяжёлой болезни. Все видимые ею незаконно сделанные детальки благополучно
принесены и благополучно унесены, приборчик готовым она видела, а причину
душевного угнетения понять не могла. Правда, на время моих
командировок у неё были 2 телефонных номера в КБ. Позвонить и спросить
"что случилось?" Но я дома, жив, и лучше же спросить у меня … Она знала, что я сам
скажу, когда будет можно. А пока – такая вот работа … Такое вот воплощение
мечты. Но в это время уже я выкрал,
обсчитал, вычертил и отспорил второй неисполнимый проект на комплекс
проборов ИВСП системы СВСП для "Бурана", о
котором опять мне и знать было "не положено". А все, кому положено,
признали и его неисполнимым. Так фатально сложилось. И я опять был
возмущён легальным безнаказанным бездействием полномочных ведущих и их
командиров, и командиров над нашими командирами. Мама видела и эти мои
ночные чертежи, и мои ночные расчёты, но не могла бы и представить, что я
заварю одновременно две такие крупные афёры. Я горел на
костре успехов в проектировании ССВЭ-2. Но я нашёл и вариант
исполнимости нового неисполнимого проекта. От выгорающего
факела я зажёг новый. И я рассчитывал на избавление
от кошмара проекта ССВЭ-2 с его завершением. Его возврат мне на голову
был немыслимым перегрузом не только по отсутствию у меня опыта, но
больше по наличию нерешённых и незавершённых проблем у обоих. И мне уже опять было не до сна. А это же не недели, а годы
без нормального сна. Правда, этот новый проект
тоже был с аналоговой системой управления. И мне тоже пока Копелян не
подсказывал за кадром, что и этот проект могут "бросить на полку" и
заказать цифровой вариант. Ведь реклама о всепогодности авиации пока не
имела примеров в действующей авиации[3]. Автоматику управления
"Бураном" рассчитывали внедрить потом на
самолётах. Но и об этом молчал Копелян за кадром. А как же новым самолётам без
передовых цифровых систем управления? ИВСП переименуют в ИВСП-П
(потенциометрические, а не "А" - для аналоговых
систем). Цифровые назовут ИВСП-Ц. Но и про этот удар я расскажу в рассказах про "Буран". А тут просто хочу показать,
как ужасно они сложились на моих графиках работ по обеим кризисным темам. И это на фоне параллельных
командировок на обучение патентоведению
(80-82 г.) и литейным технологиям
(с 16 октября 85 по 27 июня 86 г.), а потом и компьютерным (с 1 сентября 1986 по 30 июня
1987 года). А новогодье 83 и 84
годов стало началом моей страшной болезни. В эти годы я 4 года не был в отпусках "по производственной
необходимости" у КБ, хотя мне оформляли и выплачивали
"отпускные", не отдыхал от КБ, а продолжал вести свои
проекты, даже по формальном "отрыве от производства" на учёбу,
забегая на работу. Мне пропуск не закрывали, не блокировали. Я был уверен, что, если на
какое-то время мои проекты отдадут в чужие руки, которые их считали неисполнимыми,
они их загубят или совсем, или до степени "не разгрести". Причём с вынужденного
ухода в 77 году из семьи из-за драчливых нападков тестя[4], которые тёща[5] хотела использовать[6] для получения мной
судимости, до получения мной квартиры[7] в июле 81 года – я был ещё и в
состоянии бездомного. И при отказе дирекции поселять меня хоть
изредка в комнату для приезжих командировочных в КБ, когда их нет, я лишался
возможности лучше отдыхать к следующему дню. Скотское отношение
вынудило меня (после первой попытки перехода в ОКБ Яковлева в сентябре 1980)
в ноябре 1982 сделать попытку перевода в НИИДАР, пригласивший меня на 1 категорию в КБ робототехники с
предложением принять переводом. МПКБ блокировало перевод, а 01 декабря 1982 г. я уже был
"переведён" инженером-конструктором 1 категории ТКО-5, не трогая
меня с места. Подняли из 2 категории, но не в ведущие, работу которого я уже
вёл по 2 самостоятельным и трудным темам. Собственно,
перевод меня хотя бы в 1 категорию был обязанностью начальников при
назначении меня творцом проекта трёх приборов к "Бурану". Ведущим
надо мной тогда был Якубович. Но ведь и его при наличии у него десятка
приборов – не назначали ведущим по должности! Сколько лет
унижали неназначением при успешном исполнении
обязанностей с превышением нагрузок! Предложение мне остаться с
переводом в 1 категорию означало, что им некого было
назначить на проекты ПЗВЭ-2 (ССВЭ-2) и ИВСП (СВСП). Хотя я завершил
проект ССВЭ-2, мне страшно не хотелось расставаться со своей второй
жизненной удачей – СВСП. Роботы ещё будут, и НИИДАР не
исчезнет, а "Буран" может не повториться. Я желаемую ступень
получил и остался доделывать приборы к "Бурану". Но скотское отношение ко
мне Скотникова, Белотелова и Кравцова не изменилось. Именно поэтому в
декабре 83 они приговорят меня к месячному умиранию на УПЗ с
воспалением лёгких без госпитализации. Потом повторят
приговор-истязание в декабре 84-го. Откажут в помощи переселения
ближе к КБ. Начнут дополнительно наращивать незаконные и непомерные нагрузки на меня. А 24 декабря 1984 космонавт
Игорь Волк выполнил первую рулёжку "Бурана". Мне пришли требования
на новые доработки на ИВСП-Ц без объяснений причин. А неопределённость и борьба
вокруг моего "неисполнимого" редуктора для ПЗВЭ-2 продолжалась. И в период борьбы за
регистрацию изобретения, формально начатое регистрацией заявки только 10
января 86 г., до регистрации а.с. 22 мая 87 г. я тоже был лишён
нормального отдыха, только вечерами выезжая в ГПНТБ. И с декабря 83 начались и не
прекращались непрерывные лютые ревмоболи в суставах после простуды в
Ульяновске. Такого кошмара не
было в КБ ни у одного конструктора, технолога, вообще ни у кого. Профсоюзу, комсомолу и
парткому это было безразлично. А ведь они существовали для
недопущения таких ситуаций! В столице с огромным
медицинским потенциалом меня "лечили" только коновалы уровня
районных поликлиник. Правильный диагноз мне поставит только через 10
лет врач-ревматолог поликлиники №2, лечившей чиновников "старой
площади". Но это будет после моего ухода из КБ в 89 году. Умные врачи говорили: - Все болезни от нервов. А сколько нервов и здоровья
мне портили начальники? |
Зацифруем? Но я в спячку никогда в
жизни не впадал. Мне начал сниться мой
следующий прибор. Какой уж тут сон? В цифровом варианте ССВЭ-2
геморроем стал не мой светоклин или
подшипник, которые надо было согласовывать по несколько лет. Не было
готового элемента обратной связи в следящей системе. Или просто начальник
отдела решил внедрить свою задумку незаконченного изобретения вопреки
наличию иных датчиков. Ужас был в огромном габарите датчика Скотникова (высота 64 мм без торчащего вала и
диаметр 38 мм), в отсутствии готового хоть одного образца, в
незнании реальной точности и веса. А требовались места ещё и
для устройств его крепления к редуктору. А наружный размер прибора по
кожуху – 45 мм, внутри с условием
некасания с кожухом – 41 мм. Эта бочка заняла 2\3
прибора! А на крышке редуктора, истыканной отверстиями для
подшипников, должны ещё крепиться стойки для крепления плат, сами платы и 2 больших штепсельных разъёма. Плюс "мелочи": опора ручки с микровыключателем тест-контроля, бленкер, узел фиксатора
положений счётчика. Крепёж этой бочки просто некуда приткнуть. Поэтому и не было
дураков с ним связываться. Сам "лучший конструктор отдела" за прибор взяться тоже не
пожелал. Ему нужен был "козёл отпущения" в случае неудач. А мне пока надо было сделать
всё остальное с этим потом заполняемым пустым местом. Понятно, что я не мог не
ввязаться в попытку увидеть этот загадочный элемент и оценить, захочу ли я
отвечать за его применение. Скотников скрывал от меня его конструкцию!
Нужен ли мне такой партнёр по созданию прибора? Но я без труда уже сделал
вторую компановку редуктора и литья, взялся за компановку печатных плат, так
как теперь только от них зависела длина прибора. Когда я рассказывал о
сборке своего прибора, то светоклинья и подшипник собирали уже на цифровую
версию. |
|
к оглавлению \ к продолжению: от монстра – к ангелу \ платы – в микросхемку! \ использованные статьи: "Катюша" на СТЗ-5-НАТИ \ к 1 стр. описания а.с. \ к стр. 2 а.с. \ "символ легальной советской каторги" \ "Последний вкладыш" \ История ракетной артиллерии \ калькулятор "Электроника Б3-38" \\ ПЗВЭ-2 \\ переключающие муфты \\ из интриг МПКБ "Восход" Видео-письмо №4 Президенту
РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \ письмо №4 Президенту РФ В.В.
Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \ Видео-письмо №5 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от
15 июня 2017 от Маленкова С.К. письмо №5 Президенту РФ В.В.
Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \\ Письмо Префекту ВАО г. Москвы Н.Н. Евтихееву
(по теме "Бурана") Вибрация против
трения \ История создания унифицированных редукторов и приборов: 1. Бунт исполнителя \ 2. Диверсант \ 3. Олимпийская диверсия \ 4. Запрещённые улучшения редукторов \ 5. Непредусмотренные расчёты \ 6. Буря перед Бураном \ 7. Потеря Марка \ 8. Борьба за литьё \ 9. Борьба за профнавыки
\ 10. Получение цеха \ 11. Второй суперредуктор
\ 12. Единое "лицо" \\ Попытка создания др. унифицированных
элементов для приборов: 1. Плату - в микросхему \ 2. сменные панели \\ оперотряд \\ Олимпийский марафон \ Маленков Кузьма Илларионович \ из истории "Бурана" \ из подвигов в АвиаПроме \ из интриг МПКБ
"Восход" |
Большинство файлов сайта, и этой книги, были повреждены атаками хакеров в 2005-2007 годах.
Автора такие стрессы чуть не убили.
Но более 2 гб сайта восстановлено.
.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ продолжается, НЕ ЗАКОНЧЕНО!!!
ã Фонд гражданских инициатив Ò, МО МОИП, 1993-2020 \ контакты \ дружественные
сайты
ã Маленков С.К., член международного Союза славянских журналистов
Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых ссылок из
расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!
Обновление:
01-01-2020fog
[1] В перечне рекордов Маленкова С.К., который начат в Сети, он тут, пока в графе 15, но под серией
первой двадцатки. Хотя это только по порядку вспоминания. До этого были и другие. Ведь эти
рекорды не вошли в серию "Безумных идей ХХ века". Они были достаточно безумны, но они
внедрены!
[2] А мне по статусу "не положено", я должен докладывать бригадиру, он – начальнику отдела, и тот уж –
ходить к Главному. Но эта цепочка работала на стадии начальника отдела – против меня и интересов
лучшего в конструкции. "Лучшее – враг хорошего" – лозунг Скотникова. И с ним он много внедрял
худшего, называя его "хорошим".
[3] Автомат всепогодной посадки делали для ТУ-144, но он серийным не стал, не адаптирован к любым
самолётам. И даже не ставился в основу автоматики для "Бурана".
[4] Я вступил в Оперотряд, боровшийся с преступностью, в числе которой было и пьянство. А тесть
еженедельно впадал в запои на субботу и воскресенье. И он объявил меня (как дружинника) своим
врагом.
[5] Она-то и была причиной запоев своего мужа, на которого в молодости написала заявление в партком, по
которому его лишили карьеры.
[6] Она думала, что дочь будет женой офицера, живя в Москве, а я поживу в казармах в лесах и болотах до
получения звания полковника. А я бросил армию, вернувшись в "профсоюз", создал им тесноту.
Подписей её, её мужа и её дочки могло хватить для переселения в тюрьму дружинника за нарушение
правил социалистического советского семейного общежития. Внука я им создал и больше был не нужен.
А я их ещё и поставил на очередь за получением дополнительной отдельной квартиры.
[7] Заработанной мной по договору на стройках Олимпиады-80. Хотя договор я подписывал на 3-комнатную
квартиру для семьи из 3 человек. А могли за это время и 4-го родить. Но рабочий вместо офицера и
инженера жену и её родителей не устраивал. Семья распалась. Квартирку мне дали, но 1-комнатную.