|
Драгоценный обесцененный малыш. Повесть о
забытом прорыве советской авиации – от
состарившегося автора |
|
Слева – одно из зданий МПКБ "Восход" на улице
Ткацкая (вид с перекрёстка с улицей Ибрагимова), где происходили описываемые
события[1]. Справа –
герой тех событий и автор этих строк. |
Часть 27_2, 1-е издание,
иллюстрированное (v1)
Продолжение: Сквозь варианты неисполняемости
\ не знаем что – не делаем \ утвердили неисполнимое
\ Раз уж мне вручили флаг \ Закалим, покроем!
\ Прокатим! \ Надомная сборка дома
придуманного \ |
А у меня ещё и проблема
закалки стальных колёс, осей и трибок. Без закалки их можно было изуродовать
несколькими ударами переключателя. Или даже одним ударом. Я вообще пока никого в КБ не
просил сделать "левак", а тем более – термистов. Станочники тоже к ним не
ходили. Готовые детали в закалку с "накладными"[2] носили мастера,
технологи, диспетчеры. Но кто не знакомился у
станка, - знаком был по очереди в
столовой. Тут начальник режима был бессилен. Не мог он организовать
раздельное кормление. Надо было каждому делать
личный кабинет отдыха. Случись какая зараза, заболей по главному или
единственному специалисту, и всему предприятию – конец. Страна ещё в Великую
Отечественную войну готовилась к войне химической и бактериологической, но не
до такой степени, чтобы у спецов были отдельные кабинеты, и чтобы пищу им по
заказу приносили в кабинет, максимально ограничивая случайные общения. Эту
стратегию до такого изыска не довели. То есть от полной боеготовности
отказались. Дорого. Но когда грянет, такую
систему создать быстро никто и не успеет. А у бункеров даже запас
способности безопасной вентиляции ограничен. В 1970-е на ВЭФ[3] сделали предварительный
выбор блюд в меню столовой с помощью ЭВМ. Уходишь с обеда, и на меню на
завтра набираешь (на свой "табельный номер", который присваивают тебе и твоему пропуску) кнопочками заказ на
завтра. Такое меню даже не продублировали в цехах. Когда ты приходишь на
раздачу, тебе поднос выдаётся с твоим предварительно заказанным набором блюд.
Но эти наборы не доставлялись на рабочие места, есть надо было в общей
столовой. Хотя оставалось придумать группу роботизированных контейнеровозов
по цехам и отделам. То есть к хим. и бак. войнам ВЭФ[4] остался не
готовым. А по всему СССР и заказа
блюд на ЭВМ не было! Это достижение осталось дорогим развлечением. А таких предприятий не
было нигде в мире. Мы легко могли стать первыми. Не пиши неисполнимые
инструкции и требования. Или доводи их до исполняемого состояния. Хотя вот министр подписал
неисполнимое Задание, и хотя он ничего не сделал для исполнения, а нашёлся
чудак (я) и - выполнил … Прогресс иногда двигают
неисполнимые желания. Всё когда-то делают
впервые на глазах неспособных сделать до того. Под эти мои мысли меня привели в термичку, показали термистам колёсики, оськи и трибки, рассказали о
моём споре с Соколовым. Посмеялись, что неисполнимое – умельцы сделали. Ну, а закалка – дело легко исполнимое.
Самое лёгкое из пока сделанного. Детали из такой стали идут часто. Подсадили
мои мелочи в сито с легальным заказом, и скоро из печки с пылу, с жару, - получи! У химиков тоже смеялись, - сколько людей делали
детали для спора с Соколовым. Покрытие им тоже сделали легко. Ещё легче, чем
термистам. Сделали. Я побоялся спугнуть удачу, и
не стал просить электрополирование моих
колёс. Многие жалели, что на
финал спора им в чужой отдел без повода попасть невозможно. Или не
стоит пробовать, чтобы не заработать осложнения. Но местом передачи таких новостей
была столовая. Десятки людей в разных цехах уже знали
про эту афёру, но не знали их начальники и
начальник режима. Мне это было так удивительно, что подпольное изготовление светоклиньев и подшипников на чужих предприятиях я уже
вёл, как почти само собой разумеющееся. |
Пока делались корпус и
крышка редуктора, мне пришлось решить ещё одно не простое дело: добыть
к своим осям подшипники. Оказывается, для них есть процедура выбраковки
на входном контроле. Брак списывается или заменяется по документам претензий,
при последующих поставках, но его не очень пересчитывают, т.к. просто
выбрасывают … И мне в эту цепочку влезать
не пришлось. Конечно, редуктор моего
прибора – диковиннее, чем спор по
муфте Якубовича. Но мою победу с муфтой сболщики
помнили. Собирать мой редуктор им пока не пришлось, но после спора у
технологов он же к ним придёт? И я получил желаемые
подшипники. Пока – из брака, но мелочи отличий их люфта меня совсем
не волновали. А ось-ручку ещё делали … И изготовление резца,
приспособления и расточка тоже шли не один день. И удача, что расточников
никто не спросил, что за невиданное чудо стоит на их станке? Их 2 станка стояли в отдельной комнате,
но 3 её стены были - стеклянные … |
Надомная сборка дома придуманного И потихоньку у меня собрался редуктор, в
котором не хватало счётчика и датчика обратной связи. А пощёлкать переключателем и
оценить удачность компановки, отсутствие ошибок,
можно было и без них. Но собирал я всё это
богатство не на своём рабочем месте, и не в сборочном цехе, и не
в макетном. Страшно было даже
подумать, что всю эту кучу чудом сделанной нелегальщины можно положить
одноразово где-то на стол. Свидетелей будет - тьма. Собрать редуктор за 1-3 минуты невозможно.
Сначала колёса на оси надо напрессовать. Для этого приспособление надо в
кладовой получить. А ты - не сборщик. Тебе зачем? Втянуть в это ещё
и сборщиков? А если на этом и обломишься?
И у самого плав поработать
сборщиком – нет. А, собрав, - куда спрятать?
Вероятность, что кто-то стукнет (доложит) Лисюку,
моему начальнику и начальнику режима – очень высокая. Все же нормальные. Все подписку о
соблюдении режима давали. Лисюк и сам чаще был на
своём сборочном участке, чем на механическом. Как же ему самому поступить,
как не пресечь? И с одной стороны – наручники и расследование, а с другой – уже невозможность это
повторить! Поэтому по мере готовности я всё уносил сначала домой. Мама с тревогой смотрела
на появление дома непривычных вещиц. Блестящие оськи и ребристые кружочки, меленькие подшипнички ... Потом - дырявенькие рогульки (корпус и
крышка) … Приспособление для
прессовки колёс на оси сделать дома, - надо уметь, и мастерскую дома надо иметь. И угол на кухне у меня был
такой мастерской. Наконец, однажды я всё это
собрал, радостно поняв, что и собралось без проблем и без ошибок, и работает
хорошо даже с самыми простыми зубьями. Перед мамой я тоже
пожужжал колёсиками редуктора, пощёлкал переключателем. До сих пор она видела
только мои чертежи, в которых ничего не могла понять. Теперь вот то самое
непонятное - в её руках. Глядя в
непонятное на бумаге, можно такое вот сделать. И учили такое делать на
бумаге, а сын как-то научился делать всё и в металле … Она ведь ни одной моей
детали не видела даже когда я в 68-69 г. работал токарем. И всё равно - не понятное. Это как-то рулит
самолётом? Она видела эти огромные
птицы, когда провожала меня в студенческие строительные отряды на всё лето. Мы вспомнили, как
школьником я разобрал отцовские карманные часы. А собрать не смог. Остались
лишние детали, которые я не помнил, куда и как поставить … И ведь часовых отвёрточек в доме не было. Догадался напильничком
заточить гвоздики … И папа меня не побил, не
отругал. Он просто сказал: - Будешь разбирать и собирать до тех пор, пока не
соберёшь так, чтобы они снова "затикали". Так он запрограммировал во
мне инженера. И мне удалось правильно
собрать часы. И физик школы № 9 научил нас создавать небывалое своими руками. Мы без чертежей,
эскизов и схем собрали первый в Новомосковске автоматизированный кабинет
физики и электротехники. Теперь вот это мои
самостоятельно придуманные "часы", которые будут летать. И в них есть вот такие
колёсики, которые пока не делал никто во всём мире. И поэтому есть люди,
боящиеся подписать чертежи, по которым пока никто не знает, как это
сделать. Но есть те, что сделали. Тульский Левша когда-то
царю сделал металлическую блоху в натуральную величину, мелкую, а на лапки её
набил подковки. И в мире больше ни у одного царя до сих пор нет
такой блохи. Вот и наши Левши сделали
мне колёсики, которых больше ни у кого нет, зато они теперь смогут рассказать
тем, кто боится, как их делать. Вот мне и предстоит тем,
кто боялся, это принести и показать. В ту ночь я спал с такой
сладкой улыбкой, что мама без страха ждала моей демонстрации коллективной
нелегальщины – начальству. |
|
к оглавлению \ к продолжению: Вторая презентация использованные статьи: "Катюша" на СТЗ-5-НАТИ \ к 1 стр. описания а.с. \ к стр. 2 а.с. \ "символ легальной советской каторги" \ "Последний вкладыш" \ История ракетной артиллерии \ калькулятор "Электроника Б3-38" \\ ПЗВЭ-2 \\ переключающие муфты \\ из интриг МПКБ "Восход" Видео-письмо №4 Президенту
РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \ письмо №4 Президенту РФ В.В.
Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \ Видео-письмо №5 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от
15 июня 2017 от Маленкова С.К. письмо №5 Президенту РФ В.В.
Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \\ Письмо Префекту ВАО г. Москвы Н.Н. Евтихееву
(по теме "Бурана") Вибрация против
трения \ История создания унифицированных редукторов и приборов: 1. Бунт исполнителя \ 2. Диверсант \ 3. Олимпийская диверсия \ 4. Запрещённые улучшения редукторов \ 5. Непредусмотренные расчёты \ 6. Буря перед Бураном \ 7. Потеря Марка \ 8. Борьба за литьё \ 9. Борьба за профнавыки
\ 10. Получение цеха \ 11. Второй суперредуктор
\ 12. Единое "лицо" \\ Попытка создания др. унифицированных
элементов для приборов: 1. Плату - в микросхему \ 2. сменные панели \\ оперотряд \\ Олимпийский марафон \ Маленков Кузьма Илларионович \ из истории "Бурана" \ из подвигов в АвиаПроме \ из интриг МПКБ
"Восход" |
Большинство файлов сайта, и этой книги, были повреждены атаками хакеров в 2005-2007 годах.
Автора такие стрессы чуть не убили.
Но более 2 гб сайта восстановлено.
.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ продолжается, НЕ ЗАКОНЧЕНО!!!
ã Фонд гражданских инициатив Ò, МО МОИП, 1993-2020 \ контакты \ дружественные
сайты
ã Маленков С.К., член международного Союза славянских журналистов
Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и
текстовых ссылок из расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!
Обновление:
01-01-2020fog
[1] В перечне рекордов Маленкова С.К., который начат в Сети, он тут, пока в графе 15, но под серией
первой двадцатки. Хотя это только по порядку вспоминания. До этого были и другие. Ведь эти
рекорды не вошли в серию "Безумных идей ХХ века". Они были достаточно безумны, но они
внедрены!
[2] Вид межцехового документа
[3] Рижский государственный электротехнический завод "ВЭФ" (латыш. VEF, Valsts Elektrotehniskа Fabrika)
— производитель товаров электротехники и электроники в Латвии. Заводские корпуса и прилегающий
квартал были построены на рубеже XIX—XX столетий. До первой мировой войны здание, где
впоследствии разместился завод "ВЭФ", принадлежало электромеханическому заводу "Унион". Датой
основания предприятия считается апрель 1919 года, но только в 1921 году мастерская начала
производство телеграфных аппаратов систем Хьюза и Морзе. В 1924 сделала детекторные приёмники,
в 1932 получила название "ВЭФ", а завод уже производил широкий ассортимент продукции: телефонные
аппараты и телефонные станции, радиоприёмники, утюги, радиостанции, электролампы, электрические
фонарики, фотобумагу, спортивные самолёты и даже военные истребители VEF Irbitis-16. Начиная с
1935 года, у ВЭФа открыты торговые представительства в Таллине, Каунасе, Хельсинки, Осло, Цюрихе и
Лондоне. Перед Второй мировой войной ВЭФ экспортировал 8000 радиоприёмников в год. Помимо
радиоприемников, на заводе производились кинопроекторы, силовые трансформаторы для электросетей,
высоковольтное оборудование, силовые кабели и провода, ветрогенераторы, радиостанции для морских
судов и самолётов, стационарные радиопередатчики, батарейки и аккумуляторы, пылесосы. Также
малыми партиями изготавливались дорожные машины, был выпущен первый латвийский автомобиль
Ford-Vairogs[en]. В 1937 году на ВЭФе был сконструирован мотоцикл Pandera.
[4] На пике развития в 1991 году на ВЭФе работали 20 тыс. человек. Его самой известной продукцией были
телефонные аппараты, телефонные станции и радиоприёмники. Однако после распада СССР, обретения
Латвией независимости и открытия границ латвийской электронной промышленности стало трудно
конкурировать с продукцией иностранных фирм. Ситуацию усугубило снижение качества продукции из-
за разрыва хозяйственных связей, а также плохое сервисное обслуживание.
Попытки реструктуризовать ВЭФ и организовать совместное производство с иностранными фирмами не
улучшили ситуацию. ВЭФ был разделён на шесть небольших фирм, большинства из которых уже не
существует. В трёх остальных компаниях: "VEF un Co", "VEF TELEKOM" и "VEF Radiotehnika RRR"
работают от 100 до 200 человек в каждой. В 1999 году завод был приватизирован и реорганизован.
Долгое время многие помещения завода были заброшены.