|
Драгоценный
обесцененный малыш. Повесть о забытом прорыве
советской авиации – от состарившегося автора |
|
Слева – одно из зданий МПКБ "Восход" на улице
Ткацкая (вид с перекрёстка с улицей Ибрагимова), где происходили описываемые
события[1]. Справа –
герой тех событий и автор этих строк. |
Часть 22, 1-е издание,
иллюстрированное (v1)
Продолжение: опять "то, не знаю что" \ волокита \ опять партизанщина \ всё для Победы! \ центр силы \ ящик \ самовывоз \ |
Опять "то, не знаю что" В судьбе прибора
ПЗВЭ-2 большое значение играли именно афёры, хотя
начался он с конструкторских решений и расчётов. Правила внедрения были
созданы так, что всё могло переходить с этапа на этап только со всеми
предписанными согласованиями. И с точки зрения обеспечения надёжности
техники это было правильно. И не было правил кризисного
создания техники. Этому учила вторая мировая война. Опыт был, но во
многом так спорен и кризисен, что повторять его, а
тем более – узаконить, было не правильно. От войны к войне ничто не
повторяется. И казалось, что после только что законченной войны следующая
должны быть не скоро. А расходы на готовность к ней – большие, съедают часть
бюджета. Но нам бы сохранить быстроту создания и испытания новой техники.
Торможение могло создать только отставание. Оно и создалось. На случай войны в документации новых образцов
техники сохранили варианты возможных заменителей материалов.
Завод-приемник мог изменить технологии под свои возможности производства.
И создатели техники заводам в этом помогали. А кто и как мог помочь
создателям самой техники? В моих вариантах
редуктора компактность родилась за счёт применения длинного и тонкого вала
ручки ввода данных - общей длиной около 110 мм при максимальной
толщине 5 мм. В начале и в конце были поверхности скольжения,
позволяющие ручку двигать вдоль оси для переключения зубчатой передачи. Между
ними были 2 проточки, позволяющие механически подпружиненным шариком
надёжно фиксировать положения переключений. Но это ослабляло ось и делало её
капризной в изготовлении. Большое расстояние между опорными базами оси
затрудняло создание точных малолюфтовых опор.
Задний конец оси диаметром всего 2 мм я поместил в подшипник скольжения
в виде бронзовой втулки, в которой монтировал и узел тест-контроля. При
нажатии на ручку выдвигался шарик, надавливавший на микровыключатель.
Постановка там подшипника добавила бы люфты подшипника, ослабила бы точность
и надёжность тест-контроля. Погрешности
изготовления опорных втулок и опорных поверхностей (в них и на ручке) в сумме
с погрешностями установки крышки редуктора – дадут или болтание ручки
(при гарантированных зазорах) или необходимость растачивания опор в
собранном корпусе редуктора с крышкой и втулками опор ручки, чтобы не
столкнуться с возможностью затирания ручки. А для этого нужен
расточной резец, тонкий и длинный, как ось ручки. Его сделать и заточить
труднее, чем сделать ось. И трудно при расточке дальнего малого
отверстия диаметром 4 мм на общую высоту проточки 55
мм - избежать дрожи резца, искажающего точность и чистоту поверхности.
А расточники МПКБ и это делали великолепно. Никогда от них не
слышал слово "невозможно". И первая конструкция была мной
создана именно с двумя опорными втулками под расточку их в сборе корпуса
редуктора. Большое расстояние между опорами создавало идеальные условия для
работы переключения зубчатой передачи. Для создания
компенсаторов несоосности – нет места. Но
одним из естественных компенсаторов мог бы быть обыкновенный шариковый
подшипник. И вторым вариантом я прочертил шариковый подшипник на ручке в
крышке редуктора. Тут, ближе к лицу прибора, стоит и фиксатор положения
переключений, поджимающий зазоры в опоре к одному краю. Отлично. Но… Производимые и
продаваемые подшипники были или чуть меньше, или чуть больше, чем нужно.
И ни меньший, ни больший – не годятся! Над ручкой стоит светоклин и счётчик. Они не дают ручку отодвинуть и
подшипник побольше вставить. Получается, что
подшипник нужного размера никто пока не производит. Его надо
произвести очень малой партией по числу производимых приборов ПЗВЭ-2. И дело не в том,
что его трудно сделать. Два кольца и кольцо-сепаратор[2] с несколькими
шариками. При этом шарики можно использовать уже производимые. А уж 2
кольца – не проблема. Но нет производств, выпускающих мелкие
подшипники сотнями или десятками. У всех – серийные линии
производительностью миллионами штук. Начертить подшипник не
сложно. Можно вообще запросить копию чертежа ближайшего аналога и изготовить
по нему чертёж подшипника нужных размеров, скопировать (не хуже) допуска и
погрешности, чистоту, твёрдость, изготовить их сколько надо. Наше КБ само могло бы сделать кольца
подшипников, и сепараторы к ним, купив готовые шарики, и собрать их. Кстати,
шарики для фиксатора ручки, и фиксатор счётчика, и шарик тест-контроля я в
чертёж брал именно покупные, хотя в прибор их надо было только 3. Но… Технологи и руководство заявило, что они делать
"самодельный" подшипник не будут, не хотят. Это не покупной элемент, если его нельзя
купить, но в формулах расчётов коэффициентов унификации прибора
шарикоподшипник считается покупным элементом и при его "самодельном"
производстве - снижает расчётный коэффициент, а с ним – и учётное качество
прибора. Кстати, и с любым винтом, болтом и гайкой – то же самое, если
"крепёж" не купить, а сделать самому. Но купить и привезти кем-то
изготавливаемые винты-гайки в малых количествах бывает дороже, чем
сделать самому! И это горе-нормировщики не учли. Тот, кто требовал в новом приборе сохранить
максимум деталей от старого, - тоже желал иметь высокий коэффициент унификации
и применяемости, заимствования. Это и сохраняло оснастку, технологии,
сокращало сроки изготовления. Только не позволяло сделать прибор в 10
раз точнее! Выходит, сделав прибор в 10 раз точнее, но
не использовав старое, я по коэффициентам сделал его – хуже! А тут ещё и подшипник
подсовываю самодельный! Нет уж! И простейший подшипник стал не опорой ручки прибора,
а опорой вновь созданной проблемы в создании прибора - ради получения прибавки
к миражному коэффициенту. Во сколько времени и рублей обойдётся создание
сотни новых подшипников? По какой цене их придётся купить и в каком году? Если их сделать на обычных станках, то очень
недорого. Но на серийной линии одна наладка станков линии будет стоит сотен
штук в брак. Зачем? Кто, когда и сколько его ещё закажет, чтобы не
простаивала налаженная производственная линия? Ведь, согласовав типоразмер в
каталог, его обязаны производить. И он не может стать в
каталоге с себе подобными по цене в 10-50 раз дороже. Тогда те, у кого не так
тесно, как в моём приборе сегодня, купят соседний по размеру дешевле. И размеры деталей изменят
под него. А муками внесённый в каталог – снимут с производства и
выбросят из каталога. Тогда зачем вся эта возня? Ради коэффициента в
одном приборе? Таких вопросов в дирекции КБ и не было. Я бы их объявил вредителями и врагами народа,
посадил бы в тюрьму на осмысление своих действий. Боинг свой ультиматум не
отменял. И быстро сделать прибор было стратегически важнее!
И не слишком уж дороже-то выходило! А они потребовали от меня начать согласование
производства 100 подшипников. |
Волокита Что значит - согласование и
производство ради микродобавки к коэффициенту? Это - переписка на несколько
лет, план-график создания опытной партии, её испытание. Формально – правильно. Но что там
испытывать? Предельные нагрузки такой конструкции можно и просчитать, и
даже предсказать. Каждый такой подшипник запросто прослужит дольше
всего прибора и самолёта – в десятки сроков эксплуатации. Это согласование - потерянное время
конструктора и предприятия. Создание чертежей отложить, конструктор бегает с
бумагами. Производство приборов отложить. Самолёт подождёт… вредительство. Нет, меня всё-таки погрузили в переписку… Отнятое время пойдёт на пользу Боингу, а не нам. Если согласователи зададут себе вопросы,
как и я в предыдущих абзацах, то они откажут в производстве, и месяцы
или годы переписки и согласования будут потрачены напрасно, ради получения
прогнозируемого отказа. Не будет ли это означать приговор делать прибор
только на втулках скольжения с совместной расточкой в предварительной сборке?
Своей головы для этого мало? Не примет ли кто-то решение изготавливать
нестандартный подшипник самостоятельно мелкими партиями в производстве
самого МПКБ? Это и сегодня самим решить полезно. Я начертил подшипник, написал спецификацию его
деталей, включив серийно производимые шарики. Спустя десятки лет я не помню,
использовал ли какой из серийных сепараторов. Их отдельно от подшипников не
продавали, диаметр окружности размещения шариков можно было предположить
примерно. Я его в документах и не назначал. Мне не дают заглянуть чертежи. Мне тупо не
дают данных и дат по моему прибору, даже после снятия его с производства… Посчитал максимальную нагрузку на него. Диаметр
ручки в месте посадки подшипника – 5 мм. Дальше
немного диаметром 4 мм и из лицевой части она выходит диаметром 3 мм. Общий вылет из
редуктора от подшипника – 65 мм. Из "лица" на оси надета ручка
диаметром 11 мм и длиной 20 мм для вращения ручки пальцами.
Ручка прибора и подшипник выдержат, даже если на ручку повесить авоську,
облокотиться (нечаянно) или нечаянно слегка сесть… Напечатал письма на согласование. Подписанные письма можно было бы разослать, теряя
время на неспешность почты и прохождения по канцеляриям и секретариатам, но я
развёз их лично, чтобы не только выиграть пару недель, но и познакомиться
с теми, кто будет согласовывать, обговорить с ними ситуацию. Я надеялся провернуть
нечто похожее на производство мной светоклиньев
вне графиков и официальных бумаг. Было смешно и идиотично:
инженер с красным дипломом МАТИ едет в НИИ
подшипниковой промышленности согласовывать почти штучную партию маленького
ненагруженного подшипника. Вот нечего делать этому НИИ, как эту хрень всерьёз
рассматривать!? А они хоть бы выругали! Нет, взяли с серьёзными лицами всё рассмотреть и
согласовать! И никаких разговоров об ускорении, а тем более – об изготовлении до
согласования! Это же не кооператив по ремонту примусов и
самокатов! Всё, что сделали полезного, - дали телефоны и адреса
потенциальных изготовителей заказа. Мне оставалось подумать о резерве чиновной помощи. С 1974 году некий
Иван Силаев до 1980 года занимал должность заместителя министра в Министерстве
авиационной промышленности СССР. С декабря 1980 года по февраль 1981 года он
уже был министром станкостроительной и инструментальной промышленности СССР. Совсем
иная отрасль. Сможет помочь недавно родному авиапрому? Он - рисковый технарь
или номенклатурный комсомолец? Как прорваться к нему хоть по телефону за
помощью на 100 подшипников? И поможет ли или заблокирует? Но, если заблокирует в
своей инструментальной промышленности, он не станет искать мелкого инженера
среди подшипниковой промышленности? Получив в НИИ подшипниковой промышленности телефоны и адреса
потенциальных изготовителей заказа, я решил сначала пройти по этим связям. |
Опять партизанщина. Дирекции моего КБ (вернее, использующего меня КБ)
эти адреса даром не нужны. А я уже точно знал, как я их использую. Представим себе ГенШтаб,
разрабатывающий стратегию боя с большим противником. А тут маленький отряд
партизан (пока один) ищет ещё отряд на помощь, чтобы напасть на штаб и обоз
врага… Связь с ГенШтабом есть, партизан включают в
план ГенШтаба, как боевую единицу, которая ничего
не будет делать без приказа и согласования. А партизаны всё же готовятся
к самостоятельной атаке. Фигня для детского кино. Даже в кино партизаны могут победить, а могут быть
разбиты. И тогда у ГенШтаба на
фронте – дыра вместо боевого отряда. Но план писался
летом, а атаковать придётся зимой следующего года и в лютый мороз. И за год
многое на фронте передвинется. Так не попробовать ли летом, пока противник не укрепился и не собрал
силы? Первым по списку стоял завод в Загорске. Я позвонил Главному Конструктору и Главному
Технологу завода и попросил назначить совместную встречу для неторопливого
обсуждения заказа, т.к. по моему мнению, в НИИ не поняли всю серьёзность,
глядя в бумаги. Я почувствовал, как они напряглись от такой моей
формулировки. Им ещё не хватало головной боли после всех согласований! - Конечно, приезжайте, обсудим… Выписывая командировку, я сказал, что НИИ,
конечно, согласует, только у завода есть сомнения, и их надо обсудить на
месте. Междугородный телефон – инструмент разбалтывания
секретов. Лучше поговорить с глазу на глаз. Меня на денёк отпустили. Завод находился недалеко от Сергиевой Лавры, так что мне мельком на обратном
пути досталось посмотреть и на город Загорск, и на монастырь. Было время
весенних церковных праздников, в монастыре и вокруг было много народа. Я приехал на завод рано утром, как раз к окончанию
их планёрок. От проходной меня проводили, поэтому бродить и озираться,
запоминать дорогу, - времени не было. Хотя хороший разведчик и при
таком случае – запомнил бы. Главному Конструктору и Главному Технологу в
помощь к решению моих проблем осталась большая команда. Я выложил сначала бумаги для
согласования, попросил кого-нибудь отослать в канцелярию для регистрации под штампик и подпись о формальном приёме на рассмотрение.
Так в моей памяти не осталось, где это святое место. Копии с отметками
регистрации принесли быстро, но мы уже успели прочитать их содержание по моей
второй копии. Ничего их не насторожило. Всё обычно. Перешли к чертежу и расчёту нагрузок. Обычный мелкий подшипник, практически не
нагруженный. Внутренний посадочный диаметр 5 мм. - А в чём проблемы? - А проблемы в том, что самолёт стоит готовый,
а прибора одного нет, а для него ещё вчера нужен в каждый прибор – по одному такому
подшипнику. - И сколько нужно всего? - Завтра надо штук 10, а всего – штук 100. - А мы так не умеем. У нас
линии производят миллионами штук, сотнями – только брак. Как мы линию
запустим на 100 штук, если на наладку потратим больше? Смеётесь? - Ну так меня и
послали по всем циркам страны, чтобы посмеялся. Видите, в списке из НИИ ваш
адрес стоит первым. Я ведь по телефону правду сказал, что по моему
мнению, в НИИ не поняли всю серьёзность, глядя в бумаги. Я был
прав? Вам, наверняка, этот заказ и прикатит. Времени на отказы и перезаказы давно нет. То, что Вы мне сказали, мне
слово в слово могут сказать на любом заводе. А вот где скажут,
что "Сделаем!"? И я им рассказал историю про Боинг и их ультиматум. - Вам в Задание это написать не смогут.
Ультиматум публично не оглашён. Они, в Боинге, знают, что у нас нет
самолётов, готовых полететь точнее сразу в 10 раз. А избежать
последствий ультиматума можно, только сделав самолёт и прибор. Самолёт уже
ждёт. Прибор мы без подшипника собрать не сможем. Меньше размером поставить
не позволит толщина оси ручки ввода данных. Больше размером поставить не
позволит счётчик и стекло над ручкой. И я показал копию
картинки лицевой панели с размерами и вид редуктора с их будущим подшипником.
Там действительно тесно. Я не сказал, что вместо подшипника можно
поставить бронзовую втулку. И из них это никто не сказал. На
чертеже – подшипник. Значит, нужен подшипник. Я не сказал, что
после получения прибора сам самолёт, возможно, долго придётся
переделывать. А когда нет
всего двух колечек с 5 шариками, и их надо долго
согласовывать, – это выглядит чуть иначе. Я готов был, как
ни странно, что мне откажут, и я погрязну в езде по заводам, где мне будут
говорить одно и то же. Хотя вариант с бронзовой втулкой вместо подшипника у
меня был начерчен. Ситуация для меня - не безысходная. Подшипник
нужен к серийному варианту прибора. Только для установки
на все самолёты Аэрофлота их понадобится много больше. Но всё
равно – не миллионы, и даже не сотни тысяч. А при заказе 1000 штук
разговор о быстром изготовлении мог бы не состояться… Чутьё меня
тянуло к "золотой середине" или, вернее, к "золотому
краю". Но я готов был, как в
Обнинске, печатать договора и графики для согласований. Готов был проситься
на экскурсию по цехам. Был уверен, что мне в этом не откажут, так как больше
утешить не чем. В Обнинске я встретил рабочих, которые как в годы войны,
готовы были сделать "всё для Победы!" Есть ли такие тут? И что? Главный Конструктор берёт трубку, звонит в
токарный цех, спрашивает, кто на праздники дежурит. Ему назвали. - А можно заменить Павла на Петра? Начальник там согласен, не спросил "зачем?", но перезвонит после
разговора с тем, кому предложено праздник провести в цеху. Имена условны, я их не запомнил, так как их не
скрывая, при всех присутствовавших названо было много. Я понял: выбирались лучшие и
надёжные. Кадры надо знать в лицо и более, а не по бумагам. "Простой" станков случится потом
только в октябрьские праздники. В стране были три таких празднества, на которые
производства останавливали, но в их помещениях присутствовали живые дежурные
из числа работавших там в обычные дни. Это Новый Год, Первомай до Дня Победы
и Октябрьские (годовщины Революции 1917 года). Только токарь в токарном цехе
в одиночку, без свидетелей мог сотворить кольца, шлифовщик в шлифовочном – их прошлифовать по
нескольким размерам. Это огромный труд! Использовать надо несколько разных
станков. Штамповщик должен наштамповать сепараторы. Со склада готовые ведь не
возьмёшь. И лишних людей не надо впутывать. Но найдут ли готового размера? Сделают ли новые
штампы? Изменят ли размеры рабочих дорожек шариков? Со мной это и не
обсуждали. Я был уверен, что выберут из готовых. Термист – закалит. Ему надо только
время работы печи. Растопит её в праздник? В сборочном соберёт сборщик.
Ему не надо много света и станки. Но где-то должен быть и дежурный электрик, который
по приборам увидит, сколько и где в спящем заводе вдруг работает
станков и печей, приборов освещения. И не забьёт тревогу. Все
станки потом надо помыть и смазать, стружки убрать… - Скажи ему, что надо будет не посидеть, а
быстро сделать 150 пар колец. Всю партию надо выпустить за праздник. Чертёж
тебе сейчас принесут. Я понял, что я
попал на завод, который в войну давал продукцию фронту, а не справки собирал. Затем звонок с таким же диалогом сделан
шлифовщикам, термистам, штамповщикам, сборщикам, ОТК… Печати на дверях и сигнализацию можно обмануть.
Видеокамеры тогда были дороги, а дежурного на мониторах с телевизионными
трубками – сильно облучало. Их и не было. Надёжнее – живыми глазами.
Красть-то в цехах нечего. За этим не полезут. Но вот если кто станки
испортит, завод выйдет из производственного ритма, - вред веером пойдёт по
отраслям потребителей. Но вот на моих глазах к глазам добавлялись руки, и
глаза охраны об этом не узнают… И в каждом месте "дежурить" пришлось бы не 1 смену. Нет, они никогда не причинят вред. Но сегодня им позарез
нужен подвиг. |
к оглавлению \ к продолжению: всё
для Победы! использованные статьи: "Катюша" на СТЗ-5-НАТИ \ к 1 стр. описания а.с. \ к стр. 2 а. с. \ "символ легальной советской каторги" \ "Последний вкладыш" \ История ракетной артиллерии \ калькулятор "Электроника Б3-38" \\ ПЗВЭ-2 \\ переключающие муфты \\ из интриг МПКБ "Восход" Видео-письмо №4 Президенту РФ В.В.
Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С. К. \ письмо №4 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня
2017 от Маленкова С. К. \ Видео-письмо
№5 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С. К. письмо №5 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня
2017 от Маленкова С. К. \\ Письмо Префекту ВАО г. Москвы Н.Н. Евтихееву
(по теме "Бурана") Вибрация
против трения \ История создания унифицированных редукторов и приборов: 1. Бунт исполнителя \ 2. Диверсант \ 3. Олимпийская диверсия \ 4. Запрещённые улучшения редукторов \ 5. Непредусмотренные расчёты \ 6. Буря перед Бураном \ 7. Потеря Марка \ 8. Борьба за литьё \ 9. Борьба за профнавыки
\ 10. Получение цеха \ 11. Второй суперредуктор
\ 12. Единое "лицо" \\ Попытка создания др. унифицированных
элементов для приборов: 1. Плату - в микросхему \ 2. сменные панели \\ оперотряд \\ Олимпийский марафон \ Маленков Кузьма Илларионович \ из истории "Бурана" \ из подвигов в АвиаПроме \ из интриг МПКБ
"Восход" |
Большинство файлов сайта, и этой книги, были повреждены атаками хакеров в 2005-2007 годах.
Автора такие стрессы чуть не убили.
Но более 2 гб сайта восстановлено.
ã Фонд
гражданских инициатив Ò, МО МОИП, 1993-2021 \ контакты \ дружественные
сайты
ã Маленков С.К., член международного Союза славянских журналистов
Здесь Вы можете выбрать код наших баннеров и текстовых ссылок из
расширенного списка
и поставить его на
Ваш сайт \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!)
посетителей!
Обновление:
01-01-2021fog
[1] В перечне рекордов Маленкова С.К., который начат в Сети, он тут, пока в графе 15, но под серией
первой двадцатки. Хотя это только по порядку вспоминания. До этого были и другие. Ведь эти
рекорды не вошли в серию "Безумных идей ХХ века". Они были достаточно безумны, но они
внедрены!
[2] Распределяет равномерно шарики по окружности подшипника.