Драгоценный обесцененный малыш, часть 2а, Размышлизмы перед самоубийством. - журнал Гражданская инициатива

..\..\docmsk\statja\drag1a.htmH:\USER\ЮЗЕР-УНИК - юкоз-монофайлы\- - fogrin.narod.ru -2014-монофайлы\docmsk\statja\drag1a.htm 

Драгоценный обесцененный малыш.

Повесть о забытом прорыве советской авиации –

от состарившегося автора

Слева – одно из зданий МПКБ "Восход" на улице Ткацкая (вид с перекрёстка с улицей Ибрагимова), где происходили описываемые события[1]. Справа – герой тех событий и автор этих строк.

Часть 2-1, 1-е издание, иллюстрированное (v1)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Гром среди ясного неба

великая тайна \ библейское предупреждение \ проблемы земные \

стоп-кран \ доска не резиновая \

ВПП - дороже \ проблему придумали \

коммунисты – вперёд?

2. Потери или смерть?

3. От любых гроз придуманы зонтики

4. Размышлизмы перед самоубийством

5. Безумству храбрых …

достойное внимания и испытания сил, которое никто не берёт \ безвестно заслуженные \ от чего никто не мог бы отказаться \ разведчик обсуждаемого секрета \ невыгодная бесхозность \ добытые секреты \ начальный прогноз скандалов \ самообразование-самоистязание или охота пуще неволи \ есть варианты исполнения: 1234 \ отказ \ новый бред \ ещё одно затмение \ танцы с саблями \ победа \

6. Осложнения Безумства

Новые формы проектирования \

домна размышлений \

ожерелье тревог

7. Простые решения … - впервые в мире

8. Конструирует математика

9. За порогом дозволенного

10. Путеводная нить

План нарушения присяги \

нарушение приказа – вариант его исполнения?

Что бы я сделал? \ Смерть отменяется \

вторая ревизия привычного

резерв для ремонта связи? \

продолжение цепи чудес \

перед смертью в мозгу \

1 жизнь перед воскрешением \ второе воскрешение

11. Внезапность с наглостью.

Нить повела \ презентация

12. хочу конкурс! \ нерукопожатный \ конкурс!

13. Шаги уверенности.

 

14. Экзамен

Триумф Богомольца \ моя серия разочарований \

не лезь в герои

15. Назвался груздем

Возвращённая рукопожатность \

Смертник назначен \ Взялся за гуж \

16. Клин светоклина \ Клин клином

17. 3 недели

18. Заклиним?

19. Трудности счастья.

20. Ловушка для Солнца \ зайцы \ самовозгорание \ рукодельщики

21. Ловушка для Солнца - шкала

Хроника или логика? \ проблема \ затычка \ дело рук \ дело случая \ роль личности \ испытания \ лазейка \ пара подвига \ чудеса \ Впредь красить только так! \ рецидив \ неблагодарность \

22. Супер-подшипник \

опять "то, не знаю что" \ волокита \ опять партизанщина \ всё для Победы! \ центр силы \ ящик \ самовывоз \ центр силы-2 \ от нектара – к мёду! \ бальзам \ стрессы-прессы \ 2 капли мёда \ к Великой Пользе \

23. Приборист - литейщик \ равнение на слабых \ нарушитель пределов \ хороши только помогающие правила \ лить по-новому \ cизифов труд \ Зацифруем?

24. от монстра – к ангелу \ платы – в микросхемку! \ бог-конструктор и бес \ режимность \ казус диссертации \ жажда мести \ уменьшим монстра? \

25. Бленкер \ бленкер 1 \ бленкер 2

26. Кожух, упоры, сухарики, фрикционы, счётчики \\ сложение известного \ кожух \ упоры \ сухарики \ фрикционы \ счётчики

27. Сделать "не знаем что" \ Сквозь варианты неисполняемости \ не знаем что – не делаем \ утвердили неисполнимое \ Раз уж мне вручили флаг \ Закалим, покроем! \ Прокатим! \ Надомная сборка дома придуманного \ Вторая презентация \ Дознание \ Поезд тронулся \

28.

(публикация не завершена)

Приложение:

1.      Что говорит реклама? ЯК-40: 1.1. История проекта и эксплуатации его детища \

1.2. технические характеристики ЯК-40 \ 1.3. Двигатели 1.4. оборудование 1.5. Модификации самолёта и особенности.

2.      Что говорит реклама? ЯК-42: 2.1. История проекта и эксплуатации самолёта \ 2.2. технические характеристики ЯК-42 \

2.3. Модификации самолёта и особенности.

3.      фото ОКБ им. Яковлева

4.      ИКАО, 4.1. история, 4.2. цели и задачи, 4.3. сайт, 4.4. Чикагская конвенция (устав), организация, стратегический план действий, стратегические цели, документы,

5.      Письмо Префекту ВАО г. Москвы Н.Н. Евтихееву

 

Продолжение:

 

4. Размышлизмы перед самоубийством

Благодаря знакомству и установившейся дружбе с ведущим конструктором Марком Якубовичем[2] я быстро познакомился с лучшими станочниками и сборщиками КБ, с технологами и испытателями, с цехами и людьми серийного завода. Но ведущим-то был он, а я – его служебной тенью.

Предыдущий прибор, летавший на ЯК-40, я мог видеть в сборочном цехе на всех стадиях сборки, убедиться в его относительной простоте[3]. Мои мозги невольно представили все необходимые доработки, а руки "чесались" попробовать на этом приборе свои силы. А вдруг всё получится, как и в истории с муфтой Якубовича?

Но тут я должностью и полномочиями не дорос. И прибор был вне компетенции нашей конструкторской бригады. А, главное, мой бригадир – Марк Якубович – не горел желанием стать потерпевшим на этой афёре[4]. Тем более – по своей инициативе 

А разговоры в "курилке" и в цехах иногда возобновлялись вокруг этой темы. Видимо, начальство "перебирало" конструкторов и свои шансы 

Прибор-то был с "лица" (со стороны взгляда пилота) размером всего 45 на 90 мм, в глубину (от лётчика за доску) – 110 мм. Почти всё свободное место с "лица" занимал счётчик. И свободного места для пересоздания его в 10-30 раз точнее, увы, не было.

Прибор мог расти только в глубину. Но при этом тонкий по высоте и длинный прибор - труднее крепить, при ударах посадки на аэродром[5] он мог вырвать из "доски" (или из своего "лица" прибора) крепёжные винты.

Как рычаг гвоздодёра.

Но не с мягким скрежетом, а аналогично выстрелу оторванными головками винтов!

И прибор смотрит прямо в лицо лётчику.

Кто взлетит с ожиданием "русской рулетки" при посадке?

Установка опорных кронштейнов для удлинённого ПЗВЭ с невидимой части "доски" означало бы опять же - переделку с ещё большим добавлением веса и разбаланса, с новыми испытаниями ("доски", кабины и потом всего самолёта) на все разновидности вибрации и ударов. И сделать местные упрочнения в "доске", – всё равно испытаниями расплатишься.

Всю почти двухметровую "доску" ЯКа[6] делать для этого из стали тоже не станут (не фронтовой штурмовик, и каждый грамм – на счету). Да и такая гиря в носовой части самолёта потребовала бы его перецентровки с возможным перемещением крыла к "носу". А это – не гвоздь в заборе переставить … Или гирю в хвост повесить для равновесия? И полезный багаж станет меньше.

Стальное "лицо" прибора[7] тоже не много изменит: - остальные его элементы крепятся ещё более мелкими винтами … А вырванный стальной винт может "дел натворить" – больше пули! … Напротив него - лётчик. Пролетит мимо, - не факт, что счастье, т.к. непредсказуемо нарекошетит по кабине!

Кроме того, препятствием были ещё некоторые непродуманности Задания.

Перед вылетом, как я уже упоминал, надо было установить на приборе будущую высоту полёта, "задать" её. То есть крутить ручку, пока на счётчике, щёлкающем через каждые 10 метров, не появится цифра заданной высоты (скажем, 5000 или все 8000 метров[8]).

Як 42 рассчитывали для полётов на высоту 9000 метров (хотя мне об том тогда не говорили[9]), но на какие высоты могут залетать конкуренты Боингов? 1 оборот счётчика 10 цифр по 10 = 100 м. 90 оборотов накрутить – устанет рука. А если 150? И время, время …

Автоматов "накрутки" в столь малом приборе не делали, чтобы он остался малым и надёжным[10]. И вместо "сел и взлетел", пассажиры попарятся[11] и поскучают, пока пилот накрутит этот прибор … А ведь подготовка самолёта к взлёту на этом не заканчивается … Установка цифры эшелона – только одна (и простая) операция.

Видимо, и из намерения ускорения этой процедуры (среди прочих) существовавший прибор ПЗВЭ и "считал" метры сотнями. Так - в 10 раз быстрее … Теперь от этого "упрощения" надо было уйти, отказаться, не вернув скуку и простои - перед взлётом.

Решение начальники назначили простое: поставить "двухступенчатый" (двойной, двухскоростной) редуктор. Быстро накрутить грубое значение высоты, затем переключить скорость и медленно - подвести цифру точного. Для электрического переключения приводов и их режимов в редукторе (в том числе и с грубого на точную установку) служила та самая муфта, скандал вокруг которой описан в повести "Капризный новичок". Но для неё размещения в этом приборе не было места.

Разработка подобного узла вновь и его испытания на надёжность – длинная история. Поэтому и требовали минимально менять испытанный прибор. Чиновников можно было понять …

А механическое переключение мелких зубчатых колёс имело свои проблемы: силой рук можно было повредить или даже сломать оськи и маленькие зубчатые колёса прибора, то есть не сами колёса, а их очень мелкие зубья.

Из чего их делать? Из титана, вольфрама?

А как? Таких образцов ещё никто не делал.

Ограничители усилий[12] – тоже требуют места, которого нет. Без них – сплошной риск, недоказуемая ответственность.

Зимой в холодной кабине неудобства возни с почти часовыми[13] колёсиками прибора добавят вам ненужных плохих эмоций. На внешнем конце оси ручки прибора - валик диаметром всего 1 см с шероховатой накаткой. В лётных перчатках не очень покрутишь. Или их порвёшь.

А если повреждение прибора произойдёт?

На земле – пересаживай пассажиров в другой самолёт[14] или жди ремонта и "приёмных" испытаний. Кто возьмёт билет на такой самолёт?

Хотя такой прибор есть и у командира, и у 2-го пилота, при поломке прямо до взлёта – вас на взлёт не пустят. 2-й прибор – резерв для полёта. Без резерва лететь – риск.

Читатель, я тебя не утомил? Не запугал?

Тогда размышляем дальше.

А в полёте – и того хуже: при поломке ПЗВЭ без гарантий удержания самолёта в своём коридоре высоты – ты опасен другим самолётам. И это уже - аварийный режим твоего полёта и авральный – для других. Спасайтесь от тебя, кто может?

Нет, лететь можно и вручную держа высоту. 800 км в час на дальность 8000 км ... Если пролетишь весь (зарубежный) маршрут на ручном управлении по высоте, устанешь, и в обратный рейс ещё на 10 часов ручной работы будешь не пригоден. Врача не пройдёшь на контроле перед вылетом.

А пройдёшь, - дальше сам пожалеешь.

А прибор-то сломанный снимут. Найдётся ли другой на замену?

Пассажиры пересадок и задержек не любят. Повалят потом на рейсы с другими самолётами, побегут к конкурентам!

А ведь прибор начнут ставить на ВСЕ самолёты Аэрофлота СССР и купивших их у СССР! И какая анархия может начаться!? Ты всё исправишь, а недоверие пассажиров будет продолжаться. Доверие к твоей надёжности на высоте 5-8 км - дороже всего!

Из прочных зубчатых колёс прибор можно сделать, но … опять же - побольше в размерах. А место его в "доске" определено и уже вырезано. Всего 45 на 90 мм. Для более крупного прибора нет места. Кроме того, для размеров приборов создали Стандарт. Нарушение стандартов снижает оценки сертификации.

Тупик 

Ну сказали же в Задании - габариты не менять!

И – никакого "зонтика". Для решения кризиса.

А у конструкторов КБ – точная (и многослойная) отговорка-"зонтик" на невыполнимость задания. Понятно, прикрыться таким отчётом мог и главный конструктор КБ, и даже министр.

А "Западные" самолёты летают уже лучше.

Будут такие самолёты и у нас. Но не из существующих … И не в этом году.

И нам вежливо предлагают готовое решение - Боинг.

Вместо Ильюшиных, Антоновых, Туполевых ... Они предлагают отбросить наши КБ, заводы, Аэрофлот и их коллективы. И коллективы, готовившие специалистов.

На время.

Убить всего на несколько лет, - это навсегда.

"Уйти с арены" авиаперевозчиков до рождения нового поколения самолётов?

А что появится на Западе к моменту внедрения переделок у нас? Игра в "догонялки" многих заставляла просто купить более совершенную готовую технику.

Но начало закупок иностранной техники означало бы закрытие собственных авиазаводов … Начиная, как раз, - с крупных, делавших большие пассажирские самолёты, летающие за рубеж 

Как пережить увольнение специалистов, потерю их квалификации со временем, невозможность их быстро собрать назад, невозможность быстро подготовить новых с таким же опытом …

Тысячи первоклассных специалистов послать на дачи кормить себя картошкой и редиской? И они станут спецами по картошке. Технологии уйдут вперёд. На догонялки надо будет учить других. А на чём учить учителей?

Начнётся умирание системы их подготовки и переподготовки, "усушка" научных кадров и системы их подготовки … Кому нужны будут десятки НИИ?

И к тому же начнётся лавина закрытия цепочки снабжающих их производств …

Это не просто - на время купить чужие самолёты. Это – смерть своей отрасли[15].

Уйдут бюджетные потоки, финансовая засуха добьёт остальное.

Вот что прозевали в Министерстве авиационной промышленности СССР на простом упрощении накрутки счётчика через 100 метров (вместо возможности набрать и десятки, и единицы), замешкавшись и успокоившись на этом достижении …

ПЗВЭ изначально надо было делать с установкой каждого барабана отдельно. А под эту необходимость делать математику электроники.

Летаем через 100 метров! Прекрасно! У нас не тесно!

А "из-за бугра" говорят: "А к нам летать - надо уметь через десятки футов эшелон назначать". А где-то - и через единицы! И им не прикажешь, они суверенны!

Вот что прозевали при появлении новых Боингов и информации о улучшении его точности полётов по высоте, которая вспыхнула только в ультиматуме.

Проблема возникла. А за ней - классический вопрос: "Что делать?"

Кстати, то есть совсем не кстати, - более широкую диверсии внесли "реформы" Горбачёва и Ельцина. Пустили в страну потоки импортных машин, бытовой техники, эвм, да и самолётов ... Удушили собственные производства вплоть до авторучек и кнопок!

Стали учить спецов по продаже чужого.

Никого не учат создавать своё и лучше импортного. И за эти предательства возлежит Ельцин на почётном Новодевичьем и ему враги помогли соорудить мемориал!

А надо чётко отделить помогающих страну втянуть в зависимость от внешних кап. корпораций, от борющихся за техническую и финансовую независимость своей страны, за прогресс её науки, её промышленности, агропрома, медицины ...

Потребителей рынка воспитывают в колонизируемых странах.

Стремящиеся к независимости обязаны производить конкурентоспособные товары основных отраслей.

После вопроса: "Что делать?" вопрос: "Что делать"? - имеет серию других.

Кому делать?

Как добиться поддержки и сделать дело всенародным?

В моей ситуации получилось так, что уполномоченные - не знают и не могут ничего сделать. А не допущенным к решению проблем - бьют по рукам и по головам, не позволяют даже думать над решением возникающих проблем.

Надо законодательно внести запрет на монополию прорвавшихся к руководству. В народном, демократическом государстве при кризисах должно срабатывать автоматически обращение к заранее подготовленному резерву и к народу за инициативными предложениями и за решениями.

Особенно, в случаях, когда народ с решениями руководящих - не согласен.

к оглавлению \ К продолжению повести: Безумству храбрых… \

Видео-письмо №4 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \

письмо №4 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \

Видео-письмо №5 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К.

письмо №5 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \\

использованные статьи: "Катюша" на СТЗ-5-НАТИ \ к 1 стр. описания а.с. \ к стр. 2 а.с. \ "символ легальной советской каторги" \ "Последний вкладыш" \ История ракетной артиллерии \ калькулятор "Электроника Б3-38" \\ ПЗВЭ-2 \\ переключающие муфты \\

ИКАО \ НЛГС-1 \ НЛГС-2 \ ВНЛГСС \ НЛГС-3 \ ЕНЛГ-С \ Як-42 \ Ил-18 \ ИЛ-62 \ Ил-86 \

Письмо Префекту ВАО г. Москвы Н.Н. Евтихееву (по теме "Бурана")

Драгоценный обесцененный малыш \ Вибрация против трения \ История создания унифицированных редукторов и приборов: 1. Бунт исполнителя \ 2. Диверсант \ 3. Олимпийская диверсия \ 4. Запрещённые улучшения редукторов \ 5. Непредусмотренные расчёты \ 6. Буря перед Бураном \ 7. Потеря Марка \ 8. Борьба за литьё \ 9. Борьба за профнавыки \ 10. Получение цеха \ 11. Второй суперредуктор \ 12. Единое "лицо" \\ Попытка создания др. унифицированных элементов для приборов: 1. Плату - в микросхему \ 2. сменные панели \\

оперотряд \\ из интриг МПКБ "Восход" \

к оглавлению \

 

Переход к меню сборника №1 "УНИКУМ"

"Уникум, мечтавший о безработице"

"И один в поле воин" \ Новомосковск

"Капризный новичок"

Книга 1. Дума о Думе \ Выход в архив изданного

Книга 3. 1-й Поэтический сборник \ Что такое плохо?

Книга 4. Выборы и избранники \ Что такое хорошо?

Книга 7. О демосе демократической страны

К сборнику №3 "Северный флот" \ афоризмы

К сборнику №4 "Вечные студенты"

К сборнику №5 "Электронная Россия"

Статьи Маленкова С.К. \ архив публикаций

история сайта \ новояз \ Фоторисунки

журналистика Маленкова С.К.

Рекорды Маленкова С.К. \ фотогалереи

правовые концепции Маленкова С.К.

К сборнику №2 Маленкова С.К. "Государство и Мы"

Сборник №6 "Трагедия Международного БизнесЦентра"

Сборник №7 Военно-научное общество при КЦ ВС РФ

Тематическая таблица предложений Маленкова С.К.

Использованные нормативные акты \ Чёрный список

Безумные идеи ХХ века \ Комсомольский прожектор

Страничка Маленкова на stihi.ru (стихи)

К оглавлению сайта журнала "Гражданская инициатива"

К международным событиям \ www.vno.narod.ru

К общероссийским событиям

МЭРзости жизни \ Статьи от ДомЖура

о событиях в Москве \ Совет молодых специалистов

Сборник №9 НеПУТёвые гонки ("президентские")

Страничка Маленкова на proza.ru

ã Фонд гражданских инициатив  Ò, МО МОИП, 1993-2020 \ контакты \ дружественные сайты \

ã Маленков С.К., член международного Союза славянских журналистов

Гражданская инициатива – журнал об отношениях в обществе. Индивид и государство, права и гарантии, преступления и наказуемость, армия и мир, воин и закон, сила и право, самоуправление и самообразование, заказчик и служащий, декларации и правила без дыр, бедность всё создающих и богатства их использующих, собственность и бизнес, справедливость большинства и достоинство гениев  Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых ссылок из расширенного списка

и поставить его на Ваш сайт \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!

ЩЕЛКНИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы узнать, как получить 1 000 000 000 (миллиард!) посетителей на Ваш сайт. Бесплатно!

"Гражданская Инициатива" на других порталах:  www.bigherald.narod.ru/ \ www.fogrin.narod.ru \ fogrin.narod.ru/medtrans/index.html \ www.nik-kozlov.narod.ru \ www.pu22.narod.ru\ www.santaelena.strana.de \ www.president4rf.narod.ru/ \ www.prezident16.narod.ru/ \ www.superuniqum.narod.ru/ \ www.teach2teach.narod.ru/ \ www.uniqum.strana.de \ www.vno.narod.ru \\ www.golova1-2006.narod.ru \ www.golovanova-prasckovya.narod.ru \ www.glovanova.moikrug.ru \ www.alyscheva-l.narod.ru \ www.andrumos.narod.ru \ www.a-rytoff.narod.ru \ www.bychkovavg.narod.ru \ www.dkhroshin.narod.ru \ www.evdokimovagn.narod.ru \ www.leaders-club.narod.ru \ www.medtransp.narod.ru/index.html \ www.orlik08.narod.ru \ www.radiozov.narod.ru \ www.tat-indrickova.narod.ru \ www.uniqum-star.ucoz.ru \ www.vtchistov.narod.ru \\ www.alyscheva-l.narod2.ru \ www.andrumos.narod2.ru \ www.bychkovavg.narod2.ru \ www.dkhroshin.narod2.ru \ www.evdokimovagn.narod2.ru \ www.fogrin.narod2.ru \ www.golova1-2006.narod2.ru \ www.golovanova-prasckovya.narod2.ru \ www.leaders-club.narod2.ru \ www.nik-kozlov.narod2.ru \ www.orlik08.narod2.ru \ www.president4rf.narod2.ru \ www.prezident16.narod2.ru \ www.pu22.narod2.ru \ www.radiozov.narod2.ru \ www.superuniqum.narod2.ru \ www.teach2teach.narod2.ru \ www.tat-indrickova.narod2.ru \ www.vno.narod2.ru \ www.vtchistov.narod2.ru \ blog.trud.ru/users/1673356 \ дневник Уникума в Труде \ liveinternet.ru/users/939650 \ malenkov в moikrug \ prostak1.livejournal.com \ Стихи Маленкова на stihi.ru \ www.stihi.ru/avtor/dekor \ www.stihi.ru/avtor/artistvmu \ proza.ru/avtor/uniqum \ proza.ru/avtor/golovanova1 \\ Маленков С.К. на litprichal.ru \ Маленков С.К. vkrugudruzei.ru \ Маленков С.К. "в контакте" \ Маленков в самиздате samlib \ www.facebook.com/fogrin \ Министерство международных дел Маленкова на facebook \ Маленков на twitter \ Уникум на nethouse \ книги Маленкова на calameo \ Маленков С.К. на "территории РФ" \ родословная Маленковых \ фотогалерейки Маленкова С.К. \ Уникум в odnoklassniki.ru \ блог и фотоальбомы Маленкова С.К. в www.rasfokus.ru \ Маленков С.К. в Русском собрании литераторов \ С.К. Маленков в соцСети spooo.ru \ Маленков С.К. на mirtesen.ru \ uniqum1.jimdo.com - сайт Маленкова СК. \ Маленков С.К. на akuly-pera.ru \ colnect.com/ru/collectors/collector/uniqum \ photo.qip.ru/users/uniqum2 \ Маленков в sambook.by - самиздат в Белоруссии \

Ждём отзывов международных правозащитных организаций, юристов, политиков, руководителей стран и парламентов, влиятельных людей и простых граждан.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НА ДАННОМ РЕСУРСЕ (и в копиях резервных библиотек дружеских сайтов) ЗАЩИЩЕНЫ АВТОРСКИМ ПРАВОМ. Ссылка на сайт, страницу размещения, на автора книги и идей, на публикуемые на сайте издания при цитировании или перепечатке, при упоминании и копировании – обязательна. Коммерческое переиздание или патентование идей без согласия автора или наследников – запрещается.

 

Каталог популярных сайтовРейтинг@Mail.ruHotLogЯндекс цитирования

Обновление: 01-01-2020fog

 

 

 

[16] Восточный административный округ.



[1] В перечне рекордов Маленкова С.К., который начат в Сети, он тут, пока в графе 15, но под серией

первой двадцатки. Хотя это только по порядку вспоминания. До этого были и другие. Ведь эти

рекорды не вошли в серию "Безумных идей ХХ века". Они были достаточно безумны, но они

внедрены!

[2] В повести "Капризный новичок" описано, как я попал в его бригаду, попал во враги, а потом в

подшефного 

[3] Я уже один и с Марком много ездил на серийный завод (УППО) в г. Ульяновск, поэтому хорошо знал

производство и сборку не только курируемых мной приборов, но и изготавливавшихся в то время на

рабочих местах поблизости, невольно присутствовал при обсуждении некоторых проблем в

конструкторском и технологическом отделах, в представительстве нашего КБ, на некоторых

совещаниях.

[4] Каждому ведущему конструктору полагалось 3 темы: одна в разработке, одна – в опытном внедрении, и

одна – в серийном. Когда в серийном внедрении появлялись несколько приборов, спасение было в их

благополучии в производстве и в эксплуатации. В начале 80-х Марк "вёл" уже 11 приборов! … Заиметь

хоть один скандальный – было явно ни к чему … Он своими проблемами оторвёт от забот с другими

приборами и приведёт к провалу по всем темам, которые могли быть успешными.

[5] Это всё же пружинящий прыжок самолёта с высоты на большой линейной скорости. Грохот колёс по

стыкам плит аэродромной посадочной полосы был порой не только слышен в пассажирском салоне, но

и вызывал дребезг крыльев, обшивки фюзеляжа и полок. Выносливостью самолётов к таким условиям

гордились. Но настал момент, что дальше "так жить нельзя" …

[6] Ширина пассажирского салона ЯК-40 была 2,15 м, а у ЯК-42 – 3,6 м. А кабина пилотов - в сужающейся

носовой части самолёта.

[7] Увы, лицевая часть прибора ПЗВЭ была сборной из алюминиевых деталей. Тут и далее подразумеваются

алюминиевые сплавы, т.к. чистый алюминий мягок и в конструкциях не применяется.

[8] ЯК-40 рассчитывался на полёты до этой высоты. ЯК-42 должен был летать до высоты 9000 метров. Но

прибор делали на 15 000 метров. Какие другие машины он должен был поднимать до этой высоты?

Не говорили. Практически – любые.

[9] практически о высоте полётов я знал по опыту своих немногих полётов.

[10] Чем больше механизмов, тем больше возможность поломки одного из них. Теряется надёжность.

[11] Вентиляция работала от агрегатов, включаемых при взлёте. При задержке взлёта становилось душно и

жарко. О комфорте пассажиров начали думать много позже.

[12] например, фрикционы.

[13] Так часто называли "колёсики", размером с применяемыми в небольших часиках. Однако они у

специалистов отличны ещё и размерами "зубчиков". Такие мелкие зубья колёс применялись и в

приборах, потому их и звали опять "часовыми". Редуктор можно было усложнить и "сжать", применяя

колёса с более мелкими зубьями. Но руками их можно было б разрушить перед любым взлётом. Что ж

тогда станет с плановостью и надёжностью рейсов?

[14] В малых аэропортах такой замены может просто не быть.

[15] Готовившие нам "перестройку" продумали нам ещё более широкий круг кризисов